Чуковский Корней Иванович
Корней Чуковский | |
Псевдоним(ы) | Корней Чуковский |
Дата рождения | 31.03.1882 |
Место рождения | Петербург |
Дата смерти | 28.10.1969 |
Место смерти | Кунцево |
Гражданство | Российская империя, СССР |
Род деятельности | поэт, переводчик |
Язык произведений | русский |
Автограф | |
Медиафайлы на ПроДетЛит |
Корней Иванович Чуковский (имя при рождении — Николай Корнейчуков) — русский советский поэт, публицист, литературный критик, переводчик и литературовед, детский писатель, журналист.
Корней Чуковский / Биография
Корней Чуковский родился 19 марта 1882 года — по новому стилю 31-го. Но сам Корней Иванович датой своего рождения считал 1 апреля — то ли оригинальности ради, то ли из любопытства к этой дате, невольно располагающей к веселым подначкам и розыгрышам.
В шестнадцать лет Николай-Корней ушёл из дома: отчасти чтобы «не сидеть на шее» у матери, которая одна тянула двоих детей, отчасти чтобы быть свободным. В ноябре 1901 года он впервые переступил порог солидной одесской газеты. Всего через три года, вернувшись из Англии, где работал корреспондентом «Одесских новостей», Чуковский начал печататься в столичных «Весах». А ещё через год, в 1905, стал редактировать собственный еженедельный сатирический журнал «Сигнал».
Его любимыми писателями в пору юности были Пушкин, Тютчев, Чехов и Шекспир. Больше других литературных жанров любил он поэзию. Шагая по улице, часто удивлял прохожих, декламируя вслух монолог шекспировского Ричарда или строфы из «Евгения Онегина».
В 1901 году 19-летний юноша принес в редакцию газеты «Одесские новости» свою первую рукопись — статью «Что такое искусство». Она очень понравилась редактору и была напечатана, а ее автору редактор предложил выехать в Лондон в качестве собственного корреспондента газеты.
В Лондоне Чуковский стал постоянным посетителем библиотеки Британского музея, поглощая там горы книг: Смолетта, Филдинга, Свифта, Джонсона, Маколея, Карлейля, Броунинга, Блейка. Вскоре администрация музея привлекла его к участию в составлении каталога русских книг. Чуковский возвратился в Одессу в разгар революции 1905 года, когда на Одесском рейде стоял прославленный броненосец «Граф Потемкин Таврический» под революционным красным флагом. Молодой писатель был среди немногих, кому посчастливилось побывать на восставшем корабле.
Переехав в Петербург, Чуковский становится редактором подпольного сатирического журнала «Сигнал», остро жалившего самодержавие и его порядки, особу царя Николая II и его приближенных. Журнал пользовался громадным успехом. Редакторская деятельность Чуковского завершилась судебным процессом, на котором ему было предъявлено обвинение: «оскорбление его величества», «оскорбление членов высочайшей семьи» «поношение существующего порядка».
- Корней Чуковский
Корней Иванович Чуковский — один из тех поэтов, которые принесли советской детской литературе мировую славу.
Свою деятельность на этом поприще он начал в качестве критика. Его поразило резкое несоответствие между низким уровнем литературной продукции и массовой, естественной, острой талантливостью читательской аудитории — детей. Поэтому первая его статья, посвященная детской литературе, называлась «Детский язык» (она вышла в 1907 году), а последующие написаны были о низкопробном чтиве.
Судьба дореволюционной детской литературы всегда складывалась так, что, находясь на периферии литературы и вне литературной критики, она целиком попадала во власть критики педагогической, непрофессиональной, но самоуверенной и безапелляционной. Педагогика стремилась утвердить свой приоритет в детской книге, так как испытывала серьезное недоверие к художественной литературе вообще. Оно могло быть вызвано откровенно охранительными, реакционными тенденциями, но чаще объяснялось примитивным, дилетантским взглядом на искусство и психологию его восприятия, требуя от него непосредственной пользы, немедленного воспитательного эффекта. Против недоверия к подлинной художественности выступил Корней Чуковский. (Заметим, кстати, что эстетические позиции писателя всегда были знаменем его критической, литературоведческой и поэтической работы). Первая статья, помещенная 19-летним Чуковским в газете «Одесские новости», посвящена проблемам эстетики, общим проблемам искусства. Занимаясь творчеством великих поэтов-демократов — Уитмена, Шевченко, Некрасова, — Чуковский не уставал повторять, что стихи их хороши не потому, что они демократы, а потому что истинные поэты.
- Корней Чуковский
Корней Чуковский и Елена Благинина
Чуковский пытается привлечь к детской литературе талантливых писателей и художников. В «Новостях детской литературы» за сентябрь 1911 года появляется объявление: «Издательство «Шиповник» приступило к изданию двух ежемесячных журналов — детского и... медицинского. Первый, имеющий целью удовлетворить потребность детей в чтении, редактируется К. Чуковским, А. Бенуа, С. Каппельманом, 3. Гржебиным и др.»
«Жар-птица» появилась с опозданием и не в качестве журнала, а в качестве альманаха и больше не выходила. Организовать литературные силы в интересах детей и их «потребности в чтении» не удалось.
- Корней Чуковский
И тогда, воспользовавшись советом Горького, Чуковский «решился на дерзость». Он сам стал писать «поэму для детей». «Крокодил» вышел в 1917 году. Вслед за «Крокодилом» появился «Мойдодыр» и «Тараканище» (1923), «Муха-Цокотуха», «Чудо-дерево», «Путаница», «Что сделала Мура» (1924). «Бармалей», «Телефон», «Федорино горе» (1926), «Айболит» (1929), «Краденое солнце», «Топтыгин и лиса» (1934). В тридцатые годы он писал для своих читателей прозу — повести «Солнечная» и «Гимназия» (в последующих изданиях она называлась «Серебряный герб»). В пятидесятых годах создал еще одну сказку, стихотворно-прозаическую — «Бибигон».
Коренная и вечная проблема детской литературы — проблема читателя, определяющая ее специфику, нашла в творчестве Чуковского демократичное и новое разрешение. И произошло это потому, что к проблеме писатель подошел научно, на протяжении многих лет изучая физиологию, психологию, социальное бытие своих читателей. В результате им была написана едва ли не самая знаменитая и оригинальная его книга —- «От двух до пяти», выдержавшая только в Советском Союзе десятки изданий, имеющая миллионные тиражи. Она кончается «Двенадцатью заповедями» — поэтическим кредом Чуковского.
Основная статья: Дом-музей К. И. Чуковского
Атмосфера полемики, споров, часто выходящих за рамки литературных, настойчивое желание ниспровергнуть сделанное Чуковским, а иногда и запретить его произведения, не случайны. Ибо литературная работа Чуковского — поэта, переводчика, мемуариста, критика, литературоведа, исследователя «живого как жизнь» языка всегда идет под лозунгом ниспровержения устаревших литературных канонов и лженоваторства, литературно-критических предрассудков и заблуждений.
Писатель всегда ведет борьбу с литературной халтурой и недобросовестностью за подлинную художественность. Чуковский «вызвал из забвенья» десятки строк и стихов Некрасова, и пафосом его работы был не только исследовательский поиск, но и благородная нравственная задача — восстановить до конца доброе имя поэта, затопленное потоками клеветы его врагов, и его творчество, которое систематически и безжалостно калечила царская цензура. За книгу о Некрасове Корней Чуковский был удостоен Ленинской премии. В области теории и практики перевода он делал то же самое, что и в детской литературе, спасая мировые шедевры от нашествия непрофессионалов и халтурщиков, отстаивая и высокое искусство переводчика.

![]() |
Чуковский — огромный старик. Старик в каком-то крепком, мощном значении этого слова. О старости он говорит часто, словно рассматривает новую, неведомую еще страну, постигать быт и законы которой ему интересно. И несмотря на то что ему 84, а по существующим традициям стариком его можно считать уже по крайней мере лет 20, видно, что старость настигла его совсем недавно. Я вспомнил, как писал о нем Валентин Катаев: «Старость ли это? Никак не старость, а, скорее, какая-то устоявшаяся, многолетняя зрелость». Когда друзья помогают ему одеваться перед прогулкой, видно, что он внутренне против этого протестует и говорит мне, человеку новому: — Слюнявчики на меня надевают, а? Поверьте — в вашем возрасте со мной этого не было. Этот, без сомнения, самый старый русский писатель избежал дряхлой старости, немощной и сгорбленной. Когда беседовал он со мной и с теми людьми, что гостили у него, чувствовалось, что он даже крепче нас, молодых или пожилых, крепче и в чем-то сильней. И в словах, которые он сказал, адресуясь к одному молодому поэту, звучала не стариковская горечь, а Чуковский смех: — Лучше быть юным поэтом, подающим надежды, чем старым, не оправдавшим их. У старого сказочника / Ю. Коваль ; Детская литература. 1966. № 4 |
![]() |
Корней Чуковский / Иллюстрации к произведениям
- Корней Чуковский
- Корней Чуковский
Чепушинка / К. Чуковский; рис. Н. Радлов, 1928
- Корней Чуковский
Домок / выбирал Корней Чуковский; рисовал Сергей Чехонин, 1929
- Корней Чуковский
Цыпленок / К. И. Чуковский; рисовал Е. И. Чарушин, 1934
- Корней Чуковский
- Корней Чуковский
Федорино горе / Корней Чуковский ; худож. Владимир Конашевич, 1936
- Корней Чуковский
- Корней Чуковский
- Корней Чуковский
Муха-Цокотуха / К. И. Чуковский; худож. В. Конашевич, 1966
- Корней Чуковский
- Корней Чуковский
- Корней Чуковский
- Корней Чуковский
- Корней Чуковский
Доктор Айболит / Корней Чуковский ; рис. Виктор Чижиков, 1976
- Корней Чуковский
Большая книга стихов и сказок / Корней Чуковский ; рис. И. Олейников
- Корней Чуковский
Корней Чуковский / Художник Евгений Антоненков
- Корней Чуковский
Доктор Айболит / Корней Чуковский ; рис. В. Дмитрюк, 1982
О жизни и творчестве
- Чуковский К.И. Как я стал писателем; Признания старого сказочника // Жизнь и творчество Корнея Чуковского. — М.: Дет. лит., 1978. — С. 159-182.
- Чуковский К.И. О себе // Чуковский К.И. Собр. соч.: В 15 т.: Т. 1. — М.: ТЕРРА—Кн. клуб, 2001. — С. 5-14.
- Чуковский К.И. Дневник. 1901-1925 / Вступ. ст. В.А.Каверина. — М.: Сов. писатель, 1991. — 541 с.: ил.
- Андроников И. Корней Иванович и его «Чукоккала» // Андроников И. Всё живо… — М.: Сов. писатель, 1990. — С. 180-187.
- Баруздин С. О Корнее Чуковском // Баруздин С. Писатель. Жизнь. Литература. — М.: Сов. писатель, 1985. — С. 41-51.
- Бегак Б. Фундамент будущего: Ребёнок — победитель // Бегак Б. Дети смеются. — М.: Дет. лит., 1979. — С. 43-51.
- Берестов В.Д. Совсем недавно был Корней Иванович: Из воспоминаний // Берестов В.Д. Избр. произв.: В 2 т.: Т. 2. — М.: Изд-во Сабашниковых, 1998. — С. 170-205.
- Воспоминания о Корнее Чуковском / Сост. К.И.Лозовская, З.С.Паперный, Е.Ц.Чуковская. — Изд. 2-е. — М.: Сов. писатель, 1983. — 489 с.: ил.
- Жизнь и творчество Корнея Чуковского / Сост. В.Берестов. — М.: Дет. лит., 1978. — 317 с.: ил.
- Иванова Е. Корней Иванович Чуковский // Энциклопедия для детей: Т. 9: Русская литература: Ч. 2: XX век. — М.: Аванта+, 2003. — С. 231-240.
- К.И. Чуковский. Фотография, 1960-е гг.Ильина Н. Корней Иванович // Ильина Н.И. Дороги и судьбы. — М.: Сов. Россия, 1988. — С. 359-401.
- Каверин В.А. Я — добрый лев // Каверин В.А. Счастье таланта. — М.: Современник, 1989. — С. 40-57.
- Карлова Т.С. К.Чуковский — журналист и литературный критик. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. — 144 с.: ил.
- Коваль Ю.И. Слушай, дерево // Коваль Ю.И. Опасайтесь лысых и усатых. — М.: Кн. палата, 1993. — С. 258-267.
- Корней Чуковский — Николай Чуковский: «Мы очень разные литераторы»: Переписка (1921-1963) // Знамя. — 2004. — № 1. — С. 141-163.
- Паперный З. Приглашение к радости // Паперный З. Единое слово. — М.: Сов. писатель, 1983. — С. 318-329.
- Петровский И.В. К.И.Чуковский // Детская энциклопедия: В 12 т.: Т. 11. — М.: Педагогика, 1976. — С. 270-275.
- Петровский М. Книга о Корнее Чуковском. — М.: Сов. писатель, 1966. — 415 с.
- Петровский М. Крокодил в Петрограде // Петровский М. Книги нашего детства. — М.: Книга, 1986. — С. 8-56.
- Сивоконь С. Детский праздник // Сивоконь С. Уроки детских классиков. — М.: Дет. лит., 1980. — С. 29-65.
- Слонимский М. Корней Иванович // Слонимский М. Завтра. — Л.: Сов. писатель, 1987. — С. 502-524.
- Таратута Е.А. Дорогой Корней Иванович // Таратута Е.А. Драгоценные автографы. — М.: Сов. писатель, 1986. — С. 171-180.
- Чуковская Л. Памяти детства: Воспоминания о К.Чуковском. — СПб.: Лимбус Пресс, 2001. — 206 с.: ил.
- Шварц Е. Белый волк // Житие сказочника. Евгений Шварц: Из автобиогр. прозы; Письма; Воспоминания. — М.: Кн. палата, 1991. — С. 42-53.
Корней Чуковский / Мультфильмы
- Айболит и Бармалей. Сцен. и пост. Н.Червинской. Комп. М.Меерович. СССР, 1973. Роли озвучивали: Л.Куравлёв, К.Румянова, В.Ливанов и др.
- Бармалей. Сцен. К.Чуковского. Реж. В.Полковников, Л.Амальрик. Комп. Н.Богословский. СССР, 1941.
- Бибигон. По сказке К.Чуковского, которую рассказывает сам автор. Сцен. Б.Аблынина, А.Тимофеевского. Реж. С.Олифиренко, Б.Аблынин. Муз. Из «Детского альбома» С.Прокофьева. СССР, 1981.
- Ваня и крокодил. Сцен. М.Полонского. Реж. Н.Дабижа. Комп. И.Катаев. СССР, 1984. Текст читает О.Табаков.
- Доктор Айболит: В 7 сер. По мотивам сказок и стихотворений К.Чуковского. Сцен. Е.Чеповецкого, Д.Черкасского. Реж. Д.Черкасский. Комп. Г.Фиртич. СССР, 1984-1985. Роли озвучивали: Вс.Абдулов, С.Фарада, З.Гердт, Л.Иванова и др.
- Краденое солнце. Сцен. Э.Двинского, И.Иванова-Вано. Реж. О.Ходатаева, И.Иванов-Вано. Комп. Ю.Никольский. СССР, 1943.
- Краденое солнце. Сцен. Л.Петрушевской. Реж. Н.Лернер. СССР, 1978. Роли озвучивали: В.Хохряков, Р.Филиппов, Ю.Медведев и др.
- Лимпопо. Сцен. К.Чуковского. Реж. В.Полковников, Л.Амальрик. Комп. Н.Богословский. СССР, 1939. Роли озвучивали: И.Мазинг, А.Тутышкин, В.Лепко, Ю.Юльская и др.
- Мойдодыр. Реж. М.Бендерская. СССР, 1927. Фильм не сохранился.
- Мойдодыр. Сцен. и пост. И.Иванова-Вано. Комп. Н.Богословский. СССР, 1939. Роли озвучивали: Л.Пирогов, О.Абдулов, Ю.Юльская.
- Мойдодыр. Сцен. и пост. И.Иванова-Вано. Комп. Ю.Левитин. СССР, 1954.
- Муха-Цикатуха. Фильм-балет. Сцен. и пост. Р.Газизова. Муз. Ш.Гуно. Россия, 1998.
- Муха-Цокотуха. Сцен. К.Чуковского, В.Сутеева. Реж. В.Сутеев. СССР, 1941.
- Муха-Цокотуха. Сцен. В.Сутеева. Реж. Б.Дёжкин, В.Сутеев. СССР, 1960.
- Муха-Цокотуха. Сцен. и пост. Б.Степанцева. Комп. И.Егиков. СССР, 1976.
- От двух до пяти. В фильме использованы рисунки Ю.Анненкова, С.Чехонина, В.Конашевича, Н.Радлова, Кукрыниксов. Сцен. Е.Рябко, Н.Рамазанова. Реж. В.Попов. Комп. Е.Крылатов. СССР, 1983. Текст читает К.Чуковский.
- Путаница. Сцен. С.Куценко. Реж. И.Гурвич. Комп. В.Быстряков. СССР, 1982. Текст читает К.Чуковский.
- Путаница. Сцен. и пост. Г.Бариновой. Комп. В.Кривцов. Текст читает Н.Литвинов // Весёлая карусель: Альманах: Вып. 6. CCCР, 1974.
- Тараканище. Сцен. Н.Агнивцева. Реж. А.Иванов. СССР, 1927 (озвучен в 1929 году). Фильм не сохранился.
- Тараканище. Сцен. В.Сутеева. Реж. В.Полковников. Комп. А.Варламов. СССР, 1963. Роли озвучивали: С.Цейц, А.Грибов и др.
- Телефон. Реж. М.Цехановский. Комп. Л.Шварц. Худ. рук. А.Птушко. СССР, 1944.
- Федорино горе. Сцен. и пост. Н.Червинской. Комп. М.Меерович. СССР, 1974.
- Чудо-дерево. Сцен. А.Свиридовой. Реж. В.Морозов. Комп. А.Клевицкий. Текст читает Т.Пельтцер // Весёлая карусель: Альманах: Вып. 16. СССР, 1985.