Огнёв Н

Материал из ПроДетЛит
Огнёв Н.
Огнёв Н.
Огнёв Н.
Имя при рождении Михаил Розанов
Псевдоним(ы) Н. Огнёв, Конквистадор, М. Дорогомилов и др.
Дата рождения 26.06.1888
Место рождения Москва
Дата смерти 22.06.1938
Место смерти Москва
Гражданство Российская империя, РСФСР, СССР
Род деятельности писатель
Язык произведений русский



Огнёв Н. (наст. имя — Михаил Григорьевич Розанов) — русский советский писатель, драматург, педагог.

Огнёв Н. / Биография

Михаил Розанов родился 26 июня (14 июня по старому стилю) 1888 года в Москве в семье адвоката Григория Ивановича Розанова. Был вторым ребёнком из десяти детей Розановых.

Г. И. Розанов очень серьёзно подходил к воспитанию детей: приучал ежедневно делать утреннюю гимнастику, обучал пению, столярному ремеслу и печатанию на пишущей машинке. Приглашал в дом своих коллег, и те учили юных Розановых фотографировать и переплетать книги. Самой масштабной и эффектной затеей отца стало издание рукописного домашнего журнала «Успех семьи Розановых», первый номер которого увидел свет в 1889 году. Журнал выходил регулярно без малого четверть века и с перерывами — вплоть до 1926 года. «Успех» создавался в единственном экземпляре, но его можно назвать солидным изданием: в нём были разделы, посвящённые внутренней и внешней политике, отдел семейной хроники и ещё один — художественно-литературный. Миша Розанов был бессменным и очень активным сотрудником журнала, руководившим другими членами редакции — шестью младшими братьями и тремя сёстрами. В этом журнале были «опубликованы» первые произведения будущего писателя.

Все пятеро старших братьев Розановых окончили частную мужскую гимназию Л. И. Поливанова; Михаил стал её учеником в 1896 году. Гимназия считалась одной из лучших в Москве. Среди учителей были преподаватели Императорского Московского университета Е. Н. Кедрин, П. П. Колосов, В. А. Фукс, И. В. Янчин и др. При обучении использовались написанные специально для гимназии и утверждённые Министерством народного просвещения учебники по логике, географии, геометрии, латинскому синтаксису. Л. И. Поливанов, замечательный филолог и страстный театрал, всячески поощрял гимназистов к проведению «изящного досуга». Ученика даже не наказывали за прогулы, если он вместо уроков посещал театр. Гимназический шекспировский кружок, созданный и руководимый Л. И. Поливановым, прославился на всю Москву, когда впервые в России поставил на русском языке пьесу великого барда. «Поливанову» охотно отдавали своих сыновей представители обеспеченной части московской интеллигенции, аристократы, богатые купцы и промышленники, однако, как вспоминал выпускник гимназии В. Я. Брюсов, «у Поливанова <…> я никогда не слыхал, чтобы кто-нибудь <…> хвастал своим происхождением».

Тем не менее, у Михаила и его братьев были сложные отношения с одноклассниками. Одна из причин — «демократический» внешний вид мальчиков. Поливановцы носили не принятую в подобных учебных заведениях форму, а обычные пальто, мягкие шляпы и чёрные куртки с ременным поясом без бляхи. А Михаил, выходя после уроков из гимназии, обязательно заправлял чёрные брюки в рыжие голенища сапог и расстегивал куртку, чтобы видна была цветная косоворотка. За это его однажды назвали «мужиком». Один из братьев Розановых, второклассник, бросился на обидчика с кулаками. Как писал много позже С. Розанов, родной брат Михаила, педагог и автор знаменитых «Приключений Травки», Миша действия защитника не одобрил:


« Дать оскорбителю в морду всегда полезно, но в этом случае для драки не было никаких причин. Что такое “мужик”? Мужик — это крестьянин. А крестьянин — это то же или почти то же, что рабочий. Скажи, пожалуйста, мог бы ты обидеться, если бы меня или тебя назвали рабочим?

Огнёв Н.

»


В начале 1900-х годов М. Розанов определился с политическими взглядами и — впервые опубликовал своё литературное произведение в официальной печати.

В 1905 году М. Розанов принял сторону восставшего народа. Связавшись с революционными кружками, во множестве возникавших в тот период, организовал печатание нелегального журнала «Красное знамя». На обложке был изображен стоящий на земном шаре рабочий с развевающимся знаменем в руках. Всё, что составляло журнал (пронизанные идеями борьбы с социальной несправедливостью рисунки и художественная проза), принадлежало М. Розанову.

В 1906 году состоялся дебют М. Розанова в печати: небольшой цикл стихотворений «Из песен о правде. Норвежская легенда» был опубликован в газете «Правда Божия», редактором которой был известный тогда священник Г. Петров, придерживающийся либеральных взглядов. Стихи с социальным подтекстом М. Розанов представил как переводы из норвежского фольклора.

Вскоре революционная деятельность М. Розанова прервалась: в октябре 1906 года в дом нагрянула полиция и арестовала «издателя». Наводя порядок после обыска, братья Михаила нашли среди разбросанных вещей небольшую записную книжку, на которой была надпись: «М. Г. Розанов. Дневник. 1905». Исследователи творчества М. Розанова видят прямую связь этой книжечки с дневниками его будущих знаменитых персонажей.

Несколько месяцев Михаил провёл в Мясницком полицейском доме, где содержались в основном «политические» и порядки были нестрогие. Там он издавал рукописные журналы «Решётка» и «Полицаймейстер». В 1907 году Михаил сумел сбежать. Некоторое время был на нелегальном положении, потом скрывался в Финляндии. Вернулся в Россию с фальшивым паспортом для дальнейшей революционной работы, но на первой же железнодорожной станции на российской стороне был арестован жандармами. На сей раз суд приговорил Михаила к году одиночного заключения в крепости, но несовершеннолетнему подсудимому срок наказания сократили до 10 месяцев. Сидел Михаил в Бутырской тюрьме, где, несмотря ни на что, отношение к заключённым было довольно мягким. Вместе с другим осуждённым, большевиком Н. С. Каржанским, Михаил выпускал тюремный юмористический журнал «Гудок». Отбыв наказание, Н. С. Каржанский передал свою «должность» редактора журнала Михаилу. Розанов освободился в 1909 году и был отправлен домой, под надзор полиции. А дом находился неподалёку — в Бутырской слободе, на рабочей окраине тогдашней Москвы.

После тюрьмы путь в университет для Розанова был закрыт, и Михаил занялся самообразованием, важнейшей частью которого было чтение. Всю дальнейшую жизнь он старался прочитывать как минимум по 15 листов в день.

Энергичная натура М. Розанова не позволяла ему сидеть без дела. Он присоединился к братьям, которые на добровольных началах работали с детьми из бедных семей Бутырской слободы. Этот район в начале ХХ века стал местом проведения необычного на тот момент педагогического эксперимента. В 1907 году был открыт детский клуб общества «Сетлемент», в 1910-м городская управа создала Общество попечения об учащихся детях Бутырского района г. Москвы. В Бутырской слободе обустроили площадки для подвижных игр, появились детские театральные клубы, для детей регулярно проводились экскурсии. Михаил собирал детей лет десяти, читал им книги, пел с ними песни, обучал новой тогда игре — футболу. Эти занятия полицией не преследовались, а городская управа в том же 1910-м даже назначила Михаила штатным руководителем детских игр и экскурсий.

Не оставлял М. Розанов и попыток пробиться в литературу. Поднадзорному напечатать свои произведения было почти невозможно, однако М. Розанов сумел опубликоваться в петербургских изданиях: в газете «Копейка» увидел свет рассказ, в журнале «Весна» — созданный в Бутырской тюрьме цикл стихов «Тюремные звоны» (1911). Девиз журнала «В политике — вне партий; в литературе — вне кружков; в искусстве — вне направлений» давал изданию свободу действий, снимая множество ограничений. В частности, в «Весне» в 1908 году состоялся дебют никому тогда не известного Велимира Хлебникова. Вопреки девизу журнала при его редакции всё же сложилась одноимённая группа писателей, к которой ненадолго примкнул М. Розанов. Членами этого кружка были прозаик В. Лидин и поэты-футуристы Н. Асеев и С. Бобров.

Зимой 1911 года М. Розанова пригласили на работу в качестве литературного редактора журнала, издававшегося в Иркутске. Однако власти довольно быстро узнали, что новый редактор — «политический». М. Розанов был уволен и отправлен в Первопрестольную в сопровождении жандарма.

В Москве М. Розанов продолжил работать детьми и сотрудничать с газетами. С 1912 года он стал писать для выходившей по понедельникам «Столичной молвы» (с 1912 года) и ежедневной «Утро России» (с 1913 года). «Столичная молва» каждую неделю требовала от своего автора рассказ плюс репортаж о каком-нибудь воскресном происшествии. За 1912–1914 годы М. Розанов опубликовал в этом издании более сорока небольших рассказов, очерков, статей и этюдов. Большая их часть считается утраченной.

Печатаясь в периодических изданиях, М. Розанов использовал псевдонимы. Один из них — Николай Огнёв. В 1913 году он подписал этим именем два произведения в «Столичной молве»: этюд «Костя воюет» (о мальчике, разыгрывающем с друзьями события Первой Балканской войны) и сатирический очерк «Курсиане» (об учителях, которые разъезжают по заграницам, чтобы, вернувшись, рассказывать об увиденном ученикам бедных сельских школ), а 1914-м — небольшой рассказ о возвращении в Москву политзаключённого в тюремном вагоне. После 1917 года М. Розанов всё чаще использовал псевдоним, псевдоним Н. (иногда Николай) Огнёв, а с 1922 года — постоянно. Во многом это было сделано для удобства, поскольку Михаил и его брат Сергей, тоже педагог и писатель, одно время работали вместе.

С началом Первой мировой войны М. Розанов, не желая создавать ура-патриотические материалы, расстался с журналистикой и целиком посвятил себя работе с детьми. В частности, он писал пьесы, которые ставил сам в детском самодеятельном театре в Бутырской слободе.

В конце 1916 года М. Розанов был призван в армию. Грамотного и очень близорукого молодого человека отправили не в строевую часть, а в штаб: Розанов был писарем. Февральскую революцию 1917 года он встретил в Орле. В марте демобилизовался, но по приглашению солдатского комитета 3-й Армии Западного фронта стал агитатором. Читал лекции по истории революционного движения, вступал в дискуссии, отвечал на бесчисленные вопросы, волновавшие солдат. Эти события нашли отражение в нескольких ранних рассказах и романе «Три измерения» (1933; автор Н. Огнёв).

Домой М. Розанов вернулся поздней осенью 1917 года, узнав об Октябрьской революции в дороге. Искать занятие М. Розанову не пришлось: как и прежде, всё время и силы он отдавал работе с детьми и литературному творчеству. Оба вида деятельности нередко пересекались.

Сразу же по приезде в Москву М. Розанов обратился в районный отдел народного образования и был немедленно назначен районным инспектором по народному образованию. Работа была трудная и интересная, многое делалось впервые. М. Розанов вёл литературный и драматический кружки в комсомольском клубе Рогожско-Симоновского района, в 1921–1924 годах работал в детских колониях (в частности, полтора года был учителем литературы в школе-колонии II ступени «Искра 3» в Воскресенском (ныне Истринском) районе Подмосковья).



Как литератор он трудился не менее плодотворно. Публиковался в журналах «Красная новь», «Огонёк», «Прожектор», «Путь», «Смена». Издавал свои произведения в составе коллективных и авторских сборников: рассказы «Лиза» (антология «Сполохи», 1918; автором произведения указан М. Розанов), «Поздно пришедшие» (журнал «Путь», 1919; автором произведения указан М. Розанов), «Щи Республики» («Альманах артели писателей КРУГ», 1923) и др. Принял участие в создании романа-буриме «Большие пожары» (1927). Увидели свет сборники «Жуткие рассказы», «След динозавра» (оба — 1928) и др. Много сочинял для детей. В 1924 году была напечатана «сказочка» о волшебном помощнике «Яшка из кармашка», книга вышла с цветными автолитографиями А. Суворова. Создал немало пьес, которые шли на сцене организованного им самодеятельного детского театра, в Московском театре для детей Н. Сац и в других театрах страны (самые известные «Гайавата, вождь ирокезов» и «Сказка Шахразады», обе — 1925).

В 1925 году вышла из печати книга, выпустив которую, Н. Огнёв оставил педагогическую деятельность и сосредоточился на писательской. Это небольшой сборник «Рассказы». Содержащий произведения, написанные и до, и после революции, он даёт представление о развитии творчества писателя.

Один из заметных литераторов конца 1930-х годов М. Н. Бочачер отмечал, что в творчестве Н. Огнева отчётливо заметны два направления, разделяющиеся хронологически. Первое направление — романтическое, присущее почти всем его дореволюционным произведениям и заявлявшее о себе в отдельных послереволюционных сочинениях. В ряде ранних рассказов, в которых просматривается влияние таких крупных писателей, как Л. Андреев, Ф. Сологуб, Ф. Достоевский и Э. Т. А. Гофман, Н. Огнёв пытался показать трагедию души человека, крайне разочарованного в современном ему обществе и пытающегося искать правду вдали от «цивилизации» — на кладбищах, в склепах, в медвежьих углах, среди лесной и болотной нежити. Однако автор — не созерцатель, он искренне болел за этот мир, за бессмысленные страдания людей. В таких рассказах, как «Фонари» (1912), «Левое крыло» (1913), «Двенадцать-Душ» (1913), писатель показывал жертв жестоких социальных порядков и призывал к активной борьбе за учреждение справедливых основ жизни. Многие рассказы (например, «Отряд Белой Розы», 1912; «Двенадцатый час», 1913; «Братья Дубовские», 1914) имели довольно вычурную форму, характерную для литературных вкусов некоторых кругов дореволюционной русской интеллигенции. Второе направление, послереволюционное, в основном реалистическое. Н. Огнёв достаточно быстро изменил манеру письма, стремясь найти ясную, чёткую форму для изображения глубоко волновавшей его действительности, пришедшей на смену прежней, а героями его произведений стал человек, строящий новую страну, и молодёжь, которая очень скоро присоединится к старшим товарищам.

Школьная повесть «Дневник Кости Рябцева» стала главным произведением Н. Огнёва. В нем автор сумел показал удивительный процесс взросления личности, вызревания человеческой души в поисках и обретении новых, в данном случае революционных, идеалов.

Повесть вышла отдельной книгой в 1927 году. Изначально повесть называлась «Гибель лорда Дальтона», именно под этим названием она увидела свет в 1926 году в «Огоньке». В конце 1926 – начале 1927 года повесть с некоторыми сокращениями опубликовал журнал «Красная Новь» — уже как «Дневник Кости Рябцева». А первое знакомство читателей с отрывком из «Дневника…» состоялось ещё в сентябре 1925-го, когда газета «Комсомольская правда» напечатала рассказ «Манька Гузикова».

«Дневник Кости Рябцева» — это записки представителя первого советского поколения школьников. Время действия — 1923/24 учебный год, экспериментальный, когда в школах вводился так называемый Дальтон-план, то есть привычная классно-урочная система заменялась системой самостоятельной подготовки с периодической сдачей зачётов. «Дневник…» стал летописью реального развития эксперимента со всеми его сложностями, несовершенствами и неоднозначностью результата. Интересна книга и тем, что Н. Огнёв, переняв общий интерес писателей 1920-х годов к использованию документальных свидетельств, к концепции «литературы факта», проявил себя изобретательным имитатором и тонким психологом. Он очень правдоподобно и увлекательно воспроизвёл мысли и настроение 15-летнего подростка, продемонстрировав виртуозное владение подростковым языком — небрежным, местами грубоватым, отвергающим правильную структуру речи ради краткости и быстроты, богатым на специальную лексику. От Кости Рябцева читатель слышит и озорной сленг, и остроумные, в духе времени, сокращения (школьные работники — «шкрабы», учитель Николай Петрович Ожигов — Никпетож и т. д.). Но в первую очередь «Дневник…» — это рассказ о взрослении, о «созревании» души подростка, входящего в жизнь.

Обилие взятых из жизни подробностей в «Дневнике…» имело любопытное следствие: в редакции журнала «Красная новь» повесть приняли за хорошо отредактированные записки настоящего подростка и начали публиковать в разделе «От земли и городов», где обычно печатали письма читателей и документальные очерки и рассказы.

Искренние и темпераментные «картины из жизни школы второй ступени» имели огромный успех в СССР, что выразилось, в частности, в появлении пародии А. Архангельского, впервые опубликованной журналом «На литературном посту» (1930. № 6). Повесть перевели на несколько иностранных языков, включая греческий, французский, нидерландский, японский. В США «Дневник…», изданный на английском языке в 1928 году, вызвал сенсацию, ведь это была книга о неведомой Советской России, да ещё и об экспериментальной советской школе, работающей по методике американской учительницы Х. Паркхёрст.

В продолжение «Дневника…» Н. Огнёв написал повесть «Исход Никпетожа» (1928) о Косте — студенте высшего учебного заведения (в 1929 году в Риге повесть вышла под названием «Костя Рябцев в вузе») и роман «Три измерения» (1929–1932). 1933 году появилась книга «Начало жизни: литературная композиция». В предисловии, датированном ноябрём 1932 года, Н. Огнёв пояснял: «Предлагаемая книга является авторской композицией трёх периодов в жизни Кости Рябцева. <…> в книгу вошли выдержки из трёх произведений: романа «Три измерения», повести «Дневник Кости Рябцева» и повести «Исход Никпетожа. <…> Внимание сосредоточено на росте Рябцева. Поэтому у книги могло быть и другое заглавие: «Из подземлистов — в вуз». <…> Изображаемое поколение продолжает расти, бороться, строить новую жизнь. <…> Освоив новый материал до конца, автор сочтёт себя обязанным продолжить рябцевскую эпопею». «Конец первого романа», — обещала читателям последняя строка книги. Однако продолжения «Дневника…» большого успеха не имели. «Рябцевская эпопея» завершилась.

А у Н. Огнёва начался период творческого спада. Однако писатель продолжал упорно работать. Он задумал серию рассказов, посвящённых укреплению обороноспособности страны, и некоторые из них успел опубликовать: «История винтовки», «Право полёта» (оба 1937) и др. Известно также, что Н. Огнев работал над автобиографическим романом «Литературное воспитание», в котором собирался проследить жизнь дореволюционного интеллигента. Роман не был завершён, от него сохранились только планы, разрозненные записи, наброски.

Одной из причин неудач в сочинительстве была чрезмерная загруженность Н. Огнёва в других областях.

Н. Огнёв всегда очень много занимался организацией литературной жизни в самых разных её проявлениях, тем более что он, при всей своей интеллигентности и скромности, не был кабинетным человеком и не стоял в стороне от общественной работы и литературной борьбы. Так, он вступил в литературную группу «Перевал» (1923–1932) при журнале «Красная новь» и даже подписал в числе шестидесяти писателей Декларацию группы, опубликованную в 1927 году. «Перевальцы» признавали роль «социального заказа», однако отстаивали право писателя на «выбор темы по своему усмотрению», защищали «искренность творчества» (даже если это противоречит партийной дисциплине) и «моцартианство» (под которым понималось творчество по вдохновению), а также считали необходимым разрабатывать и развивать принципы «нового гуманизма». Вместе с Н. Огнёвым членами «Перевала» были М. Пришвин, Д. Алтаузен, Н. Дементьев, Э. Багрицкий, А. Платонов, М. Светлов и другие прозаики, поэты, критики.

Н. Огнёв активно участвовал в работе Союза писателей; читал и рецензировал рукописи, присланные в издательства и редакции журналов; вёл отдел молодых писателей в журнале «Октябрь» и руководил творческими семинарами в Литературном институте имени А. М. Горького; выезжал с писательскими бригадами и в одиночку в детские оздоровительные лагеря и санатории для встреч с детьми; разрабатывал и подавал в виде письменных предложений идеи, связанные с перестройкой работы писательского союза.

Умер Н. Огнев 22 июня 1938 года от туберкулёза, после резкого обострения болезни. Практически до последних дней он чувствовал себя удовлетворительно, собирался работать в комиссии по выборам в Верховный Совет РСФСР. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Имя Н. Огнёва забылось неожиданно быстро. Причин было несколько. В 1932 году в СССР закрыли эксперимент по внедрению Дальтон-плана, в школу вернулись обычные уроки с чётким расписанием и постоянной группой учащихся (классом). Суровая проза 1930-х годов отменила задор и пролетарский пафос 1920-х. Критики отказывались понимать профессионально изощрённый сказ Н. Огнёва (один из любимейших приемов писателя — эллипс, пропуск во фразе легко угадываемого слова), подозревая в нём интеллектуальный камуфляж, прикрывающий что-то странное или даже сомнительное. А вскоре Великая Отечественная война значительно изменила культурный ландшафт страны.

Переиздания сочинений Н. Огнёва началось в середине 1960-х. Коснулось это в первую очередь «Дневника Кости Рябцева»: книга появилась в 1966 году в издательстве «Художественная литература». Поспособствовали этому оттепель с её обострённым вниманием к личности человека и попытками анализа предыдущего периода в истории страны, а также очередная школьная реформа: в 1960-х годах в советских школах появилась так называемая кабинетная система, которая предусматривала, что учащиеся переходят из одного предметного класса в другой. Эта система — явная наследница лабораторий Дальтон-плана. Вторая волна интереса к «Дневнику…» пришла в 1980-х годах, когда снова стали актуальны вопросы школьного и студенческого самоуправления, принципы педагогики сотрудничества. «Дневник…» читали и старшеклассники, и студенты, и преподаватели. Повесть неоднократно выходила как в составе сборников (1988), так и отдельной книгой (1989). В 2013 году московский «Теревинф» издал «Дневник…» с иллюстрациями современного художника А. Амировой, сопроводив текст ценными историко-культурными комментариями.

Ещё одно произведение Н. Огнёва вернулось к читателю после десятилетий забвения. Это фантастико-приключенческий роман-буриме «Большие пожары» (2009), точнее — глава «Павлиньи крики». Среди других создателей романа были Грин Александр Грин, Михаил Зощенко, Алексей Свирский, Вениамин Каверин.

По мотивам самых известных произведений Н. Огнёва — «Дневник Кости Рябцева» и «Исход Никпетожа» — на киностудии «Беларусьфильм» были сняты телевизионные художественные фильмы «Наше призвание» (1981; премьера — 1984) и «Я — вожатый форпоста» (1986).

Нашего современника творчество Н. Огнёва привлекает своеобразным языком, сказочностью повествования, гуманизмом, искренней любовью к человеку вообще и подрастающему поколению в особенности, а реалии эпохи, во множестве присутствующие в книге, делают произведения писателя уникальными свидетельствами своего времени.

Огнёв Н. / Книги

  • Огнёв, Н. Собрание сочинений : в 5-ти т. / Н. Огнёв ; [с предисл. А. Воронского]. — Москва : Федерация, 1928–1929. — [Хранится в Фонде редкой книги РГДБ].
    • Т. 1 : Рассказы. — 1928. — 335 с., [1] вклад. л. портр.
    • Т. 3 Третья группа ; Разбойничий форпост ; Дневник Кости Рябцева. Кн. 1. — 1929. — 294 с.
    • Т. 4 : Исход Никпетожа ; Дневник Кости Рябцева. Кн. 2. — 1929. — 258 с.
  • Огнев, Н. Яшка из кармашка : сказочка / Н. Огнев ; автолитографии А. Суворова. — Москва : Госиздат, 1924. — 23 с. : цв. ил. — [Хранится в Фонде редкой книги РГДБ].
  • Огнев, Н. Рассказы / Н. Огнев. — Москва ; Ленинград : Круг, [1925]. — 217 с. — [Хранится в РГБ].
  • Огнёв, Н. Гибель лорда Дальтона. (Дневник Кости Рябцева) = Дневник Кости Рябцева / Николай Огнев. — Москва : Огонек, 1926. — 52 с. — (Библиотека «Огонек» ; № 178). — [Хранится в РГБ].
  • Большие пожары : [роман-буриме] / Николай Огнёв, Александр Грин, Алексей Свирский, Вениамин Каверин и др. // Огонёк. — 1927. — № 1–25.
  • Огнев, Н. Дневник Кости Рябцева : [1923/1924 учебный год : (картины их жизни школы II ступени)] / Н. Огнёв. — Москва : Молодая гвардия, 1927. — 251 с. [Хранится в Фонде редкой книги РГДБ].
  • Огнёв, Н. Жуткие рассказы : [Тёмная вода ; Собачья радость ; Тетеэм] / Н. Огнёв. — Москва : Огонёк, 1928. — 44 с. — (Библиотека «Огонёк» ; вып. № 388). — [Хранится в РГБ].
  • Огнев, Н. Разгром капустника : (Дневник Кости Рябцева) / Н. Огнев. — [Москва] : Акц. изд. о-во «Огонек», 1928. — 50 с., [2] с. объявл. — (Библиотека «Огонек» ; вып. № 378). — [Хранится в РГБ].
  • Огнев, Н. Следы динозавра : повести / Н. Огнев ; ил. В. Г. Бехтеева. — Москва ; Ленинград : Молодая гвардия, 1928. — 143 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Огнев, Н. Дневник Кости Рябцева / Н. Огнев. — Рига : Грамату Драугс, 1928. — 205 с. — (Библиотека новейшей литературы; Т. 26). — [Хранится в РГБ].
  • Огнев, Н. Костя Рябцев в вузе : продолжение нашумевшей кн. «Дневник Кости Рябцева» / Н. Огнев. — Рига : Грамату драугс, 1929. — 205 с. — (Библиотека новейшей литературы ; т. 51). — [Хранится в РГБ].
  • Огнев, Н. Исход Никпетожа. Дневник Кости Рябцева. Кн. 2 / Н. Огнев. — Москва, 1929. — 256, [2] с. — [Хранится в РГБ].
  • Огнев, Н. Тайна двоичного счисления : рассказы / Н. Огнев. — Москва : Акц. изд. о-во «Огонёк», 1929. — 48 с. — (Библиотека» Огонек» ; вып. № 495). — [Хранится в РГБ].
  • Огнев, Н. Разбойничий форпост : (отрывок из «Дневника Кости Рябцева») / Н. Огнев. — Москва : Огонек, 1931. — 48 с. — (Библиотека «Огонек» ; вып. № 596). — [Хранится в РГБ].
  • Огнев, Н. Комиссар и Ершист : [рассказ] / Н. Огнев. — Москва : Журнально-газетное объединение, 1932. — 37 с. — (Библиотека «Огонек» № 42 (695)). — [Хранится в РГБ].
  • Огнев, Н. Крушение антенны : рассказы / Н. Огнев. — Москва : Советская литература, 1933. — 216 с. — [Хранится в РГБ].
  • Огнев, Н. Начало жизни : литературная композиция / Н. Огнев ; ил. Б. Рыбченкова. — Москва : Московское товарищество писателей, 1933. — 420 с. : [3] л. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Архангельский, А. Г. Пародии. Эпиграммы / А. Г. Архангельский ; вступ. статья, сост. и примеч. Евг. Ивановой. — Москва : Художественная литература, 1988. — 320 с. — [Хранится в РГБ].
  • Кассиль, Лев. Кондуит / Л. А. Кассиль. Республика ШКИД / Г. Белых, Л. Пантелеев. Дневник Кости Рябцева / Н. Огнев ; вступ. ст. И. Стрелковой ; худож. В. Юдин. — Москва : Детская литература, 1988. — 606 с. : ил. — (Школьные годы).
  • Огнев, Н. Дневник Кости Рябцева : третья группа (1923/24 учебный год) : повесть / Н. Огнев ; вступ. ст. Л. Кассиля ; художник Евгений Медведев. — Москва : Советская Россия, 1989. — 303 с. : ил.
  • Огнев, Н. Дневник Кости Рябцева : третья группа (1923–1924 учебный год) / Н. Огнев. — Москва : Астрель, 2006 — 378, [2] с. — (Любимое чтение). — [Хранится в РГБ].
  • Большие пожары : роман 25 писателей : орфография и пунктуация сохранены / Александр Грин, Алексей Свирский, Вениамин Каверин, Николай Огнёв и др. — Москва : Книжный клуб 36.6, 2009. — 319 с. — [Хранится в РГБ].
  • Огнев, Н. Дневник Кости Рябцева / Николай Огнев ; проиллюстрировала А. Амирова. — Москва : Теревинф, [2013]. — 223 с. : ил. — (Книги для детей и взрослых).

Огнёв Н. / Книги в НЭБ.Дети

  • Огнев, Н. Яшка из кармашка : сказочка / Н. Огнев ; автолитографии А. Суворова. — Текст : электронный. — Москва : Госиздат, 1924 (Москва : РГДБ, 2013). — 23 с. : цв. ил. — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Огнев, Н. Дневник Кости Рябцева : [1923/1924 учебный год : (картины их жизни школы II ступени)]. — Текст : электронный. — Москва : Молодая гвардия, 1927 (Москва : РГДБ). — 251 с. — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Огнёв, Н. Собрание сочинений : в 5-ти т. Т. 4 : Исход Никпетожа ; Дневник Кости Рябцева. Кн. 2. / [с предисл. А. Воронского]. — Текст : электронный. — Москва : Федерация, 1929 (Москва : РГДБ). — 258 с. — Режим доступа: в залах РГДБ.

О жизни и творчестве

Детский театр : пьесы для детей / редакция Юрия Соболева ; сценические примечания Н. Огнева. — Москва : Государственное Издательство, 1925. — 305 с. — [Хранится в Фонде редкой книги РГДБ].

  • Виноградова, О. Огнёв, Розанов и Никпетож: об именах и псевдонимах автора «Дневника Кости Рябцева» : [биографический очерк] / Ольга Виноградова // Детские чтения: [альманах] / [редакционная коллегия Мария Литовская и др.]. — Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2017. — № 2 (012). — C. 280–297. — [18] с.
  • Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 : перевод с немецкого / В. Казак. — Москва : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с.
  • Рожков, А. Читая «Дневник Кости Рябцева» : школьная действительность 1920-х гг. глазами историка / А. Рожков // Детские чтения: [альманах] / [редакционная коллегия Мария Литовская и др.]. — Екатеринбург: Кабинетный учёный, 2017. — № 2 (012). — C. 298–324.
  • Русские советские писатели-прозаики : биобиблиографический указатель : в 6 т. Т. 3 / Министерство культуры РСФСР; Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. — Москва ; Ленинград : Книга, 1964. — 808 с.
  • Широков, В. Испытание временем / Виктор Широков // Наша улица : ежемесячный общественно-литературный журнал. — 2004. — № 3 (52).
  • Елина Е. Дневниковая проза Н. Огнева на фоне эпохи / Елена Елина // Фединские чтения. ХХ век в зеркалах эпистолярия, дневников, мемуаров / Государственный музей им. К. А. Федина. — Саратов : Наука, 2015. — С. 37–42. — [Хранится в РГБ]. На тит. л. и обл.: Вып. 6.

Огнёв Н. / Экранизации

  • Наше призвание. Трёхсерийный телевизионный художественный фильм по произведениям Н. Огнёва «Дневник Кости Рябцева» и «Исход Никпетожа», а также писем и воспоминаний писателя. Режиссёр Геннадий Полока. СССР, 1981.
  • Я — вожатый форпоста. Телевизионный художественный фильм по произведениям Н. Огнёва «Дневник Кости Рябцева» и «Исход Никпетожа». Режиссёр Геннадий Полока. СССР, 1986.

См. также