Чамберс Эйдан

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Эйдан Чамберс
Эйдан Чамберс
Эйдан Чамберс
Имя при рождении Эйдан Чамберс
Дата рождения 27.12.1934
Место рождения Честер-ле-Стрит, графство Дарем, Англия, Соединённое Королевство
Гражданство Великобритания
Род деятельности писатель
Язык произведений английский



Эйдан Чамберс (англ. Aidan Chambers) — британский писатель, автор книг для детей и подростков, драматург, литературный критик, преподаватель английского языка.

Эйдан Чамберс / Биография

Эйдан Чамберс родился 27 декабря 1934 года в деревне неподалёку от города Честер-ле-Стрит (Сhester-le-Street), графство Дарем (Durham). Эйдан был единственным ребёнком. Его отец работал столяром, а мать вела домашнее хозяйство. Дяди Эйдана и другие родственники-мужчины работали на шахте, а многочисленные тёти и кузины — в местных гостиницах и магазинах.

В доме Чамберсов было всего пять книг, включая Библию и сборник басен Эзопа с цветными иллюстрациями. Этот сборник стал первой книгой, которую маленькому Эйдану родители читали вслух. В местечке, где жили Чамберсы, практически не было детей, и Эйдан подружился с девочкой по имени Мэрион. Дружба с ней помогала Эйдану справляться с неудачами в школе и неприятностями дома.

Школу Эйдан не любил: он долго не мог освоить чтение и плохо решал задачи. Но ему нравилась одна учительница в начальных классах, которая каждое утро читала ученикам сказку, а днём предлагала детям разыграть сценку по мотивам прочитанного, сопровождая действо игрой на барабане, дудочке и музыкальном треугольнике. Эйдан часто блистал в этих мини-спектаклях, особенно ему удавалась роль Давида, повергающего Голиафа, которого играл главный хулиган класса.

Когда Эйдану было 10 лет, Чамберсы переехали в небольшой город Дарлингтон (Darlington) на границе графств Дарем и Йоркшир. Расставание с Мэрион Эйдан пережил очень тяжело. Даже в зрелом возрасте Чамберс говорил, что потеря единственного друга стала для него ударом, от которого он так и не оправился. Именно поэтому тема дружбы стала одной из основных в его творчестве.

В Дарлингтоне Эйдан подружился с мальчиком из дома напротив, который часто посещал городскую публичную библиотеку. Вместе с новым другом Эйдан начал регулярно брать книги в библиотеке. Мальчики прочитывали по четыре книги в неделю, но Эйдан завзятым читателем не стал, предпочитая кино и представления в местном мюзик-холле.

Когда Эйдену было 13 лет, его перешёл в среднюю школу Queen Elizabeth I Grammar School. Один из учителей, Джим Осборн (Jim Osborn), помог мальчику попасть на спектакль по пьесе У. Шекспира, познакомив таким образом с «серьёзным» театром, а также научил Эйдена ценить книгу и понимать прочитанное. По совету Осборна Эйдан начал собирать личную библиотеку, покупая новую книгу каждую неделю. Так в его руки попал роман Д. Г. Лоуренса «Сыновья и любовники» («Sons and Lovers», 1913). Роман произвёл на подростка огромное впечатление. Впервые в жизни он читал книгу о людях, который были похожи на него самого и его знакомых: отец главного героя — шахтёр, мама — домохозяйка, уверенная, что сын должен как можно больше и лучше учиться и много читать. Роман считается одним из лучших произведений британской литературы, в которых среди прочего описывается жизнь английского рабочего класса в первой половине ХХ века. Всё это буквально изменило жизнь Чамберса. Много позже он говорил: «Как сложилась бы моя судьба, не будь в ней книг? Я окончил бы школу, стал бы шахтером, добывал бы уголь кайлом и лопатой до конца своих дней. Вот и всё, на что мог рассчитывать неумелый и малограмотный человек в наших краях». А тогда, в 15 лет, прочитав последнюю страницу романа Д. Г. Лоуренса, Эйдан решил, что будет писателем. На следующий день он начал работать над своим первым романом. С тех пор Эйден писал очень много, но никому не рассказывал о своих планах.

Во время школьных каникул Эйдан работал на ферме неподалёку от города. Спустя много лет впечатления от жизни на краю йоркширских пустошей нашли отражение в нескольких его романах.

Под влиянием Дж. Осборна Эйдан принял решение стать учителем, но прежде он должен был отслужить два года в армии. Чамберс попал на флот, в отдел снабжения военно-морской базы в Потстмуте (Portsmouth). Обязанности Чамберса заключались в составлении различных сводок и прочих документов; таких клерков на флоте называли писателями. Работы у Чамберса было так мало, что большую часть времени он читал книги, которые покупал в букинистическом магазине. После службы Чамберс окончил лондонский колледж «Боро-Роуд» (Borough Road College), готовивший школьных учителей. Чамберс учился с удовольствием, всё больше убеждаясь, что правильно выбрал профессию, но и сочинительства не оставлял: в колледже он написал свою первую пьесу. С 1957 года Чамберс в течение трёх лет преподавал драматическое искусство в Уэстклиффской средней школе для мальчиков (Westcliff High School for Boys – WHSB), находящейся в небольшом приморском городе Саутенд-он-Си (Southend-on-Sea) на юго-востоке Англии.

В Саутенд-он-Си Эйдан Чамберс, всегда искренне интересовавшийся религией, наконец пришёл к вере. По причине, которую он и сам не мог объяснить, его всегда привлекала монашеская жизнь. В 1960 году он уволился из Уэстклиффской школы и вступил в новый, только что образованный англиканский монастырь. Монахи не были затворниками, напротив. Чамберс стал преподавателем английского языка, библиотекарем и руководителем драматического театра в средней школе Archway в городе Страуд (Archway Secondary Modern school, Stroud). Работая в школе, он нашёл свою аудиторию как писатель и опубликовал свои первые произведения, созданные для учащихся Archway, школьников 11–18 лет. Это пьесы «Johnny Salter» (1966), «The Car» (1967), «The Chicken Run» (1968) и др. Кроме того, в этот период Чамберс начал писать статьи и литературно-критические обзоры для журналов, посвящённых вопросам образования, и выступать перед учителями и библиотекарями, делясь собственным опытом преподавания литературы и привлечения детей и подростков к чтению.

К 1967 году Чамберс пришёл к выводу, что, во-первых, его религиозные чувства недостаточно сильны, чтобы оставаться монахом, а во-вторых — что литературный труд требует слишком много душевных сил и совмещать его с другими видами деятельности невозможно. Чамберс отказался от монашества, а в следующем году, 1968-м, уволился из школы Archway и стал независимым писателем.

Покидая монастырь, Чамберс планировал остаться в Глостершире, но работа требовала частых визитов в Лондон. В один из таких приездов он познакомился с редактором американского журнала Нэнси Локвуд (Nancy Lockwood). Вскоре молодые люди поженились. Несколько лет Чамберс занимался литературным трудом, благодаря которому зарабатывал деньги и набирался опыта. Большей частью он редактировал и составлял сборники повестей и рассказов для детей и подростков, а художественных произведений писал немного (главным образом повести о призраках для детей, самостоятельно и в соавторстве). Чамберс пробовал издаваться под псевдонимом Малколм Блэклин (Malcolm Blacklin): «Room 18» (1969), «Ghosts Four» (1978).

В начале 1980-х годов Чамберс опубликовал две повести для детей, высоко оценённых читателями и критикой: «Seal Secret» (1980) и «The Present Takers» (1983). Первая повесть о том, как мальчик спасает маленького тюленя, попавшего в руки расчётливых людей, но не меньше — об эмоциях, страхах и эгоизме как детей, так и взрослых. И даже когда история завершается, тёмные мысли и чувства персонажей полностью не рассеиваются. «The Present Takers» рассказывает об издевательствах в школе. Оттолкнувшись от реальной истории, Чамберс, используя свой опыт учителя, попытался найти выход из этой ситуации.



Самые известные произведения Чамберса адресованы старшим подросткам и юношеству. Они составляют серию, которую автор называет «Тhe Dance sequence» — в честь романа «Dance on my grave» (1982). Романы связаны между собой не сюжетом, а темой взросления подростка в современном мире. Чамберс пытается понять, как человек осознаёт себя уникальной, ни на кого не похожей личностью, и какое влияние на этот процесс оказывают переживаемые эмоции, обретаемый духовный опыт и окружающие люди, в первую очередь семья. Романы затрагивают самые актуальные для юношества вопросы, и любовь во всех её проявлениях — один их основных. Сюжеты оригинальны и увлекательны. Язык романов красив и довольно сложен, тексты насыщены отсылками к английской и мировой литературе, реалиями британской жизни.

Первая книга серии, роман «Breaktime», появилась в 1978 году. О ней Чамберс сказал: «Это та книга, которую я должен был написать, если б мог, когда мне было 16». Роман начинается со спора двух друзей о книгах: один намерен доказать другому, что литература — это не что-то оторванное от жизни, а сама жизнь. Во время школьных каникул юноша фиксирует всё, что с ним происходит, и таким образом пишет книгу — своего рода роман в романе. По ходу дела герой осваивает современные литературные приемы: говорит о себе в третьем лице, вставляет отрывки из чужих текстов, «включает» поток сознания. Событий много — от грандиозной ссоры с отцом до драки на улице и встречи с девушкой, которая более чем нравится. Герой откровенно и иронично рассказывает о своих самых глубоких личных переживаниях. Примечательно, что ни герой, ни автор романа никак не дают понять, происходили описанные события на самом деле или были выдуманы. Читателю и другу главного героя, который не верит в силу литературы, придётся решать это самостоятельно.

Чамберс не признаёт поспешности в работе, поэтому второй роман, «Станцуй на моей могиле» («Dance On My Grave»), был опубликован только через пять лет. А идея книги появилась ещё в 1966 году, когда в газете «The Guardian» Чамберс прочитал небольшую статью о подростке, которого хотели судить за осквернение могилы. Выяснилось, что мальчик и его друг поклялись: если один из них умрёт, второй станцует на его могиле. Эта история поразила Чамберса. Он хотел написать абсолютно новаторское произведение о подростках в постмодернистском ключе, но понимал, что ему не хватит писательского мастерства, чтобы в полной мере выполнить задуманное. Тем не менее в 1967 году Чамберс опубликовал повесть «Cycle smash», которую считает первой версией романа «Станцуй на моей могиле». Этот роман — один из самых любимых читателями книг серии. Он переведён на несколько языков, в том числе на китайский и японский.

Следующий роман серии — «Now I Know» (1987). В нём нашел отражение собственный религиозный опыт Чамберса. Подростки, герои романа, снимают фильм о том, что было бы, если бы Иисус Христос пришёл в наш мир сегодня.

Четвёртый роман серии «Тhe Dance sequence», «The Toll Bridge» (1992), повествует о том, как семнадцатилетние подростки пытаются начать жить самостоятельно. Пирс, Адам и Тесс, поселившиеся в заброшенном доме и поначалу наслаждавшиеся свободой и независимостью, очень скоро понимают, что самое трудное в их новой жизни — это понять себя, научиться понимать других и найти свое место в этом мире.

«Postcards From No Man's Land» (1992) — пятый роман серии. Два главных героя — две истории. Одну рассказывает семнадцатилетний англичанин, приехавший в Голландию, чтобы узнать о судьбе воевавшего там деда, вторую — пожилая жительница Амстердама, которая много лет назад пыталась спасти английского солдата. Юный англичанин не только узнаёт много нового об истории своей семьи и о себе самом, но и размышляет о силе любви и трагедии войны.

Заключительный роман серии, «This is All: The Pillow Book of Cordelia Kenn» (2005), написан от первого лица. Его героиня подробно рассказывает о своих чувствах и переживаниях с ранней юности до рождения ребёнка. Как и другие романы серии, «This is All» характеризуется нелинейным повествованием. Многие критики считают «This is All» самым сложным романом серии, кульминацией длительного исследования Чемберсом мира подростков в конце ХХ — начале XXI веков.

Эйдан Чамберс не только писал художественные произведения. Ещё в 1969 году Чамберс вместе с женой основали небольшое издательство «Thimble Press», чтобы печатать произведения для детей британских и зарубежных авторов (повести, рассказы, пьесы, сценарии для радио- и телевизионных передач). В общей сложности «Thimble Press» выпустило более тридцати книг. В 1970 году под редакцией Нэнси Локвуд-Чамберс начал выходить посвящённый детской литературе журнал «SIGNAL». Вскоре это издание приобрело широкую известность и авторитет в профессиональных кругах.

Ещё одно направление деятельности Эйдана Чамберса связано с педагогикой и библиотечной деятельностью, прежде всего работой по продвижению чтения, созданием методик привлечения к чтению нечитающих детей. Этот его опыт нашёл отражение в книгах «The reluctant reader» (1969), «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» («Tell Me», 1983), «Booktalk: occasional writing on literature and children» (1995) и др. С 2003 по 2006 год Чамберс был президентом Ассоциации школьных библиотек (School Library Association).

За многолетнюю творческую и педагогическую работу Чамберс был отмечен многими наградами. В частности, в 1979 году он стал обладателем американской Премии Ассоциации детской литературы (Children's Literature Association Award for Literary Criticism). В 1982-м Эйдану Чамберсу и Нэнси Чамберс вручили весьма престижную Премию имени Элеанор Фарджон (Eleanor Farjeon Award for Outstanding Services to Children's Books). В 1999 году за книгу «Postcards From No Man's Land» ему присудили Медаль Карнеги (Carnegie Medal). Члены жюри так сформулировали свою позицию: роман Чамберса «исключительная книга, которая ставит важные вопросы и не даёт простых ответов. “Postcards…” легко читаются, великолепно написаны, и сложны как эмоционально, так и интеллектуально. Это книга, которая дает надежду на будущее литературы для детей и юношества, такая книга, которую мы все хотели бы прочесть в подростковом возрасте». А в 2002 году Эйдан Чамберс удостоился высшей награды в области детской литературы — Премии имени Ханса Кристиана Андерсена (Hans Christian Andersen Award).

В 2020 году по мотивам романа «Станцуй на моей могиле» известным французским режиссёром Франсуа Озоном (François Ozon) был снят художественный фильм «Лето’85» («Été 85»). Чамберс принимал участие в работе над сценарием. Съёмки проходили в Нормандии (Франция).

Сегодня Эйдан Чамберс живёт в Логвуде (Глостершир), в том же доме, в котором поселился с женой в 1975 году. По-прежнему много работает, но теперь в центре его внимания пожилые. «Жизнь старого человека, — заметил однажды Чамберс, — очень отличается от жизни старика во времена моего деда или даже во времена моего отца. Это новая территория, точно так же, как “подростковая фантастика” была новой территорией в 1950-х и 1960-х годах».

Несмотря на мировую известность Эйдана Чамберса и множество высоких наград, на русском языке пока изданы две его книги: «Расскажи» (сборник с теоретическими и практическими советами для взрослых, которые хотят помочь детям стать читателями) и роман «Станцуй на моей могиле», второй из серии «Тhe Dance sequence».


Эйдан Чамберс

Эйдан Чамберс / Книги

  • Чамберс, Э. Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем / Эйдан Чамберс ; перевод с английского Екатерины Олейниковой и Евгения Карпова. — Москва : Самокат, 2015 (макет 2016). — 320 с. — (Самокат для родителей).
  • Чемберс, Э. Станцуй на моей могиле : [роман] / Эйден Чемберс ; перевела с английского Александра Глебовская. — Москва : Popcorn books, 2022. — 269, [2] с. : ил. — (Серия Rebel). — [Хранится в РНБ].

Произведения Э. Чамберса для детей

  • Chambers, А. Seal Secret / Aidan Chambers. — London : Bodley Head, 1980. — 114 р. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. The Present Takers / Aidan Chambers. — London : Bodley Head, 1983. — 126 р. — 114 р. — [Хранится в Британской библиотеке].

Произведения Э. Чамберса для подростков и молодёжи

  • Chambers, А. Marle / Aidan Chambers. — London : Heinemann, 1968. — 118 p. — (Pyramid books). — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. Ghosts / Aidan Chambers. — London : Macmillan, 1969. — 125 p. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. The reluctant reader / Aidan Chambers. — London : Heinemann, 1969. — 161 p. — (The Pergamon English library). — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. Haunted houses / Aidan Chambers ; illustrations by John Cameron Jarvies. — London : Pan Books, 1971. — 123 p. : ill. — (Piccolo true adventure series). — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. Snake river / Aidan Chambers ; [illustrator Peter Morgan]. — Basingstoke : Macmillan, 1975. — 77 p. : ill. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. Ghost carnival : stories of ghosts in their haunts / Aidan Chambers ; illustrated by Peter Wingham. — London : Heinemann, 1977. — 152 p. : ill. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. The present takers / Aidan Chambers. — London : Bodley Head, 1983. — 126 p. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. Dying to Know You / Aidan Chambers. — London : RHCP Digital, 2012. — 288 р. — [Хранится в Британской библиотеке].

Серия «Dance Sequence»

  • Chambers, А. Cycle smash / Aidan Chambers. — London : Heinemann, 1967. — 68 p. — (Pyramid books). — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. Breaktime / Aidan Chambers. — London : Bodley Head, 1978. — 139 p. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. Dance On My Grave : a life and a death in four parts, one hundred and seventeen bits, six running reports and two press clippings, with a few jokes, a puzzle or three, some footnotes and a fiasco now and then to help the story along / Aidan Chambers. — London : Bodley Head, 1982. — 251 p. : ill. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. Now I Know / Aidan Chambers. — London : Bodley Head, 1987. — 139 p. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. The Toll Bridge / Aidan Chambers. — London : Bodley Head, 1992. — 195 p. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. Postcards From No Man's Land / Aidan Chambers. — London : London : Bodley Head, 1999. — 336 p. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. This is All : The Pillow Book of Cordelia Kenn / Aidan Chambers. — London : Bodley Head, 2005. — 807 р. — [Хранится в Британской библиотеке].

Пьесы Э. Чамберса

  • Chambers, А. Johnny Salter : a play for young people / Aidan Chambers. — London : Heinemann, 1966. — 87 p. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. The Car : a play for young people / Aidan Chambers. — London : Heinemann, 1967. — 70 p. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. The Chicken Run : a play for young people / Aidan Chambers. — London : Heinemann Educational, 1968. — 84 р. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. The dream cage : a comic drama in nine dreams / by Aidan Chambers. — London : London : Heinemann, 1982. — 76 p. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. Only once : a play for young actors / by Aidan Chambers. — Stroud : Line By Line, 1998. — 93 p. — [Хранится в Британской библиотеке].

Литературно-критические и педагогические произведения Э. Чамберса

  • Chambers, А. The reluctant reader / Aidan Chambers. — Oxford : Pergamon, 1969. — 161 р. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. Tell Me : Children, Reading and Talk with The Reading Environment / Aidan Chambers. — Boston : Horn Book Inc, 1983. — 223 р. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. Tell Me : Children, Reading and Talk with The Reading Environment / Aidan Chambers. — Stroud : Thimble, 1991. — 96 р. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. Tell Me : Children, Reading and Talk with The Reading Environment / Aidan Chambers. — Stroud : Thimble, 1993. — 127 р. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. Booktalk : occasional writing on literature and children / Aidan Chambers. — Stroud : Thimble, 1995. — 193 p. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. Tell Me : Children, Reading and Talk with The Reading Environment / Aidan Chambers. — Woodchester : Thimble Press, 2011. — 218 р. : ill. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Chambers, А. The Age Between : Personal Reflections on Youth Fiction Fincham Press / Aidan Chambers. — London : Fincham Press Roehampton, 2020. — 187 р. — [Хранится в Британской библиотеке].

О жизни и творчестве

  • Greenway, B. Aidan Chambers : master literary choreographer / Betty Greenway. — Lanham, Md. ; Oxford : Scarecrow Press, 2006. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Klinker, J. J. The Pedagogy of the Post-Modern Text : Aidan Chamber's The Toll Bridge / J. J. Klinker // The lion and the unicorn. VOL 23. — № 2. — 1999. — 257–270 р. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Reading the Novels of Aidan Chambers : Seven Essays / ed. by Nancy Chambers. — Stroud, Glos. : Thimble Press, 2009. — 155 p. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Reynolds, K. Radical Children’s Literature : Future Visions and Aesthetic Transformations in Juvenile Fiction / Kimberley Reynolds.— Houndmills, Basingstoke : Palgrave Macmillan, 2007. — 226 p. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Russell, M. H. The Spiritual Geography of Domestic and Narrative Spaces in Aidan Chambers' Dance Sequence / M. H. Russell // The lion and the unicorn. VOL 32. — № 1. — 2008. — 61–81 р. — [Хранится в Британской библиотеке].
  • Сорокина, Д. Aidan Chambers (Эйдан Чамберс) / Дарья Сорокина. — Текст : электронный // Библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино : Центр детской книги и детских программ : сайт.
  • Аidan Сhambers : сайт : на английском языке. — Текст : электронный.
  • Summary Bibliography : Aidan Chambers. — Текст : электронный // The Internet Speculative Fiction Database (ISFDB) : сайт.

Награды, премии

  • 1979 — Премия Ассоциации детской литературы (США) / Children's Literature Association Award for Literary Criticism (за выдающуюся литературную критику).
  • 1982 — Премия Элеоноры Фарджон (совместно с Нэнси Чемберс) / Eleanor Farjeon Award for Outstanding Services to Children's Books (за выдающиеся заслуги перед британской детской литературой).
  • 1985 — премия «Серебряный карандаш» (Нидерланды) / Silver Pencil Award (за книгу «Seal Secret»).
  • 1986 — премия «Серебряный карандаш» (Нидерланды) / Silver Pencil Award (за книгу «The Present Takers»).
  • 1994 — премия «Серебряный карандаш» (Нидерланды) / Silver Pencil Award (за книгу «The Toll Bridge»).
  • 1999 — Медаль Карнеги / Carnegie Medal (за книгу «Postcards From No Man's Land»).
  • 2000 — Премия Андерсена (Италия) / Andersen Award (за книгу «Postcards From No Man's Land»).
  • 2000 — Школьная книжная премия «Стокпорт» / Stockport Schools' Book Award (за книгу «Postcards From No Man's Land»).
  • 2003 — почётный доктор философии Университета Умео (Швеция) / Honorary Doctorate of Philosophy from the University of Umeå.
  • 2008 — почётный доктор литературы Университета Глостершира / Honorary Doctorate of Letters from the University of Gloucestershire.
  • 2010 — Премия Национальной Ассоциации преподавания английского языка (NATE) за заслуги перед английским образованием / National Association for the Teaching of English (NATE) Award for Lifetime Services to English Education.
  • 2011 — почётный доктор литературы Оксфродского университета Брукса / Honorary Doctorate of Literature from Oxford Brookes University.
  • 2022 — Премия Майкла Принца (США) / Michael L. Printz Award (за книгу «Postcards From No Man's Land»).

Экранизации

  • Été 85 / Лето’85. Художественный фильм по мотивам романа Э. Чамберса «Dance On My Grave» / «Станцуй на моей могиле». Реж. Франсуа Озон. Франция, 2020.

См. также