Радлов Николай Эрнестович: различия между версиями

Нет описания правки
Строка 71: Строка 71:


В 1920-е годы Э.Н. Радлов часто иллюстрировал небольшие книги, которые печатались в качестве своеобразных приложений к журналам и газетам. В серии «Юмористическая иллюстрированная библиотека журнала "Смехач"» с рисунками Радлова увидели свет  «Рассказы» А.Н. Толстого (1926), «Рассказы» М.А. Булгакова (1926), «Бездельник Эдуард» В.П. Катаева (1928) и другие книги. Радлов рисовал также для «Весёлой библиотеки "Бегемота"».  
В 1920-е годы Э.Н. Радлов часто иллюстрировал небольшие книги, которые печатались в качестве своеобразных приложений к журналам и газетам. В серии «Юмористическая иллюстрированная библиотека журнала "Смехач"» с рисунками Радлова увидели свет  «Рассказы» А.Н. Толстого (1926), «Рассказы» М.А. Булгакова (1926), «Бездельник Эдуард» В.П. Катаева (1928) и другие книги. Радлов рисовал также для «Весёлой библиотеки "Бегемота"».  
Работая в редакции «Бегемота», Н.Э. Радлов сблизился с М.М. Зощенко. Первая книга Зощенко с рисунками Радлова — «Рассказы» — вышла в маленьком петербургском издательстве «Картонный домик» ещё в 1923 году. Но теперь они вместе разрабатывали темы карикатур, после чего Зощенко придумывал подписи к рисункам.  
Работая в редакции «Бегемота», Н.Э. Радлов сблизился с [[Зощенко Михаил Михайлович|М.М. Зощенко]]. Первая книга Зощенко с рисунками Радлова — «Рассказы» — вышла в маленьком петербургском издательстве «Картонный домик» ещё в 1923 году. Но теперь они вместе разрабатывали темы карикатур, после чего Зощенко придумывал подписи к рисункам.  


В 1928 году появилась первая совместная книга Н.Э. Радлова и  М.М. Зощенко — «Весёлые проекты». В 1931-м вышла вторая —  «Счастливые идеи». Создавая иллюстрации к этим книгам, Радлов использовал свой любимый сатирический приём (который впервые представил публике в 1923 году в «Дрезине»): изобразил множество нелепых и абсолютно избыточных механизмов для достижения простых и ясных целей. Радлов и Зощенко высмеивали бракоделов, имитаторов бурной трудовой деятельности, бюрократов. Обе книги  вызвали сильное недовольство властей, особенно «Счастливые идеи». По структурам книгораспространения было разослано распоряжение изымать и уничтожать это издание.  
В 1928 году появилась первая совместная книга Н.Э. Радлова и  М.М. Зощенко — «Весёлые проекты». В 1931-м вышла вторая —  «Счастливые идеи». Создавая иллюстрации к этим книгам, Радлов использовал свой любимый сатирический приём (который впервые представил публике в 1923 году в «Дрезине»): изобразил множество нелепых и абсолютно избыточных механизмов для достижения простых и ясных целей. Радлов и Зощенко высмеивали бракоделов, имитаторов бурной трудовой деятельности, бюрократов. Обе книги  вызвали сильное недовольство властей, особенно «Счастливые идеи». По структурам книгораспространения было разослано распоряжение изымать и уничтожать это издание.  
Строка 101: Строка 101:
В 1939 году увидела свет сказочная повесть А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (по мотивам «Удивительного волшебника из страны Оз» Ф. Баума). Для этого — первого — издания Н.Э. Радлов выполнил чёрно-белые штриховые иллюстрации. О творческом методе Радлова — иллюстратора-сказочника известный советский писатель К.А. Федин сказал следующее: «Сюжет всегда представляется текстом, но Радлов никогда не останавливался на сюжете — он владел фабулой. <…> Он брал основную тематику и прекрасно всё <…> рассказывал». Важно и то, что Радлов, наполняя рисунки остроумно и изобретательно обыгранными деталями, делал страшное смешным. Книгу с иллюстрациями Радлова дети читали вплоть до 1959 года, когда «Советская Россия» выпустила несколько переработанную Волковым сказку с цветными рисунками Л.В. Владимирского.
В 1939 году увидела свет сказочная повесть А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города» (по мотивам «Удивительного волшебника из страны Оз» Ф. Баума). Для этого — первого — издания Н.Э. Радлов выполнил чёрно-белые штриховые иллюстрации. О творческом методе Радлова — иллюстратора-сказочника известный советский писатель К.А. Федин сказал следующее: «Сюжет всегда представляется текстом, но Радлов никогда не останавливался на сюжете — он владел фабулой. <…> Он брал основную тематику и прекрасно всё <…> рассказывал». Важно и то, что Радлов, наполняя рисунки остроумно и изобретательно обыгранными деталями, делал страшное смешным. Книгу с иллюстрациями Радлова дети читали вплоть до 1959 года, когда «Советская Россия» выпустила несколько переработанную Волковым сказку с цветными рисунками Л.В. Владимирского.


В 1940 году Н.Э. Радлов проиллюстрировал «Стихи» А.Л. Барто, «Хитрые и умные» М.М. Зощенко, в 1941-м — «Цветик-семицветик» В.П. Катаева, «В цирке» С.В. Михалкова, «В стране бабушки куклы» Э.М. Эмден и другие книги. Радлов принял участие в оформлении сборника «Ёлка», также изданного в 1941 году. К первому изданию «Ёлки» прилагалась азбука в стихах «Про всё на свете» С.Я. Маршака с рисункам Радлова.  
В 1940 году Н.Э. Радлов проиллюстрировал «Стихи» А.Л. Барто, «Хитрые и умные» М.М. Зощенко, в 1941-м — «Цветик-семицветик» В.П. Катаева, «В цирке» С.В. Михалкова, «В стране бабушки куклы» Э.М. Эмден и другие книги. Радлов принял участие в оформлении сборника «Ёлка», также изданного в 1941 году. К первому изданию «Ёлки» прилагалась азбука в стихах «Про всё на свете» [[Маршак Самуил Яковлевич|С.Я. Маршака]] с рисункам Радлова.  
С началом Великой Отечественной войны Н.Э. Радлов активно включился в работу по выпуску агитационных плакатов «Окна ТАСС» (созданы по аналогии с «Окнами сатиры РОСТА» времён Гражданской войны). Малотиражные плакаты создавались вручную, путём нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. Этот трудоёмкий, требовавший много сил процесс давал большую свободу в использовании красок и позволял быстро реагировать на происходящие события. С июня 1941 по октябрь 1942 года, когда был напечатан его последний плакат, Радлов придумал и выполнил около 40 плакатов.  
С началом Великой Отечественной войны Н.Э. Радлов активно включился в работу по выпуску агитационных плакатов «Окна ТАСС» (созданы по аналогии с «Окнами сатиры РОСТА» времён Гражданской войны). Малотиражные плакаты создавались вручную, путём нанесением клеевых красок на бумагу через трафарет. Этот трудоёмкий, требовавший много сил процесс давал большую свободу в использовании красок и позволял быстро реагировать на происходящие события. С июня 1941 по октябрь 1942 года, когда был напечатан его последний плакат, Радлов придумал и выполнил около 40 плакатов.  


Навигация