Тераковская Дорота

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Дорота Тераковская
Дорота Тераковская
Дорота Тераковская
Дата рождения 30.08.1938
Место рождения г. Краков
Дата смерти 04.01.2004
Место смерти г. Краков
Гражданство Польша
Род деятельности писатель
Язык произведений польский



Дорота Тераковская (польск. Dorota Terakowska) — польская писательница.

Дорота Тераковская / Биография

Барбара Розалия Тераковская (польск. Barbara Rozalia Terakowska) родилась 30 августа 1938 года, накануне Второй мировой войны. Её отец, Мариан Тераковский, владел фабрикой изделий из серебра и из слоновой кости. Мать, Анна Ходацкая, была домохозяйкой. В школу Тераковская пошла после войны. Она сменила несколько школ в родном Кракове: начала с государственной детской музыкальной школы, затем отучилась три класса в государственном музыкальном лицее и в лицее им. Юзефы Йотейко. Из этого лицея, носившего имя знаменитого польского педагога XIX и ХХ веков, юную Барбару отчислили за плохое поведение. После этого девочка стала учиться в лицее для рабочих. Учёбу в школе она совмещала с работой в различных городских учреждениях — в Управлении озеленения, в администрации кладбища, на заводе минерального сырья. Школу закончила в 1958 году, а через два года, в 1960 году, поступила на социологический факультет в краковский Ягеллонский университет. В перерыве между школой и университетом подрабатывала стенографисткой. Девушка была бойкая, всегда умела за себя постоять.

Ещё в школе она проявила большую творческую активность. В мае 1956 года Тераковская присоединилась к знаменитому ныне клубу «Подвал под баранами» (Piwnica pod Baranami). Там она работала барменом, а в 1957 году выступала с песенными номерами. Также участвовала в деятельности кабаре «Ремиза» (Remiza).

В 1962 году состоялся литературный дебют Тераковской: в журнале «Пшекруй» (Przekrój) был опубликован её рассказ «Рассказ под названием „Рассказ“» (Opowiadanie pod tytułem: Opowiadanie). После этого её приняли в члены Юношеского кружка краковского отделения польского Союза писателей.

Однако путь Барбары Розалии к литературе и Дороте Тераковской ещё нельзя было считать завершённым. Активная жизненная позиция не давала ей сидеть на месте: она должна была много работать, заниматься общественными делами. После защиты магистерской диссертации в Высшей педагогической школе в 1965 году до 1968 года Тераковская занималась социологией культуры, а затем посвятила себя журналистике.

С 1969 года она становится многолетней журналисткой «Газеты Краковской», с которой будет сотрудничать вплоть до введения в Польше военного положения в 1981 году; сотрудничество возобновится в 1990-м году, после победы «Солидарности». До военного положения Тераковская была членом Польской объединённой рабочей партии (ПОРП, PZPR) и польского Союза журналистов.

В 1976 году, после командировки в Узбекистан, началось её сотрудничество с известнейшим польским литературным «толстым» журналом «Пшекруй».

В восьмидесятые годы Тераковскую, по её собственным словам, «выбросили из журналистики» за поддержку «Солидарности» и критику военного положения. Но полностью «заглушить» её не удалось: именно в восьмидесятые Тераковская создаёт свои важнейшие литературные произведения, становясь одним из самых известных детских писателей современной Польши. Первые её рассказы, повести и романы публиковались не сразу: как правило, они были написаны в начале восьмидесятых, а опубликованы уже в конце того десятилетия или в начале следующего. Оставшись без журналистики, Тераковская взялась за литературу, чтобы через неё рассказывать истории — реальные истории под маской «несерьёзной» беллетристики.

Первой отдельной книгой, изданной под именем Дороты Тераковской, был сборник рассказов «Безумное путешествие бабушки Бригиды по Кракову» (Babci Brygidy szalona podróż po Krakowie). Книга была написана в 1979 году, но опубликовали её только в 1989. В рассказах, предназначенных для детей младшего школьного возраста, уже появляется главная для Тераковской тема магии и «скрытого мира». Иллюстрации Богдана Бутенки к первому изданию «Безумного путешествия» позволяют читателю «пройти следами» главного героя — мальчика Бартека.

Вторую свою книгу, «Жевательная резинка» (Guma do Żucia), Тераковская называла «книгой для взрослых», хотя по стилю и тематике это произведение универсально. Эта небольшая, на 60 страниц, книжечка вышла в «самиздатном» издательстве NOWA. Повесть написана от первого лица, но «как можно более бесхарактерно». «Взрослое» политическое разочарование сочетается здесь с «детской» и «юношеской» образностью.

После этого Дорота Тераковская уже полностью обращается к литературе. В 1989 году выходит её роман «Владыка Левава» (Władca Lewawu, написан в 1982 году). Это детское произведение о страхе: что такое страх, что он делает с людьми и как его можно победить. Главный герой, тринадцатилетний Бартек, должен встретиться один на один с таинственным злым волшебником, которого панически боятся все жители окрестных деревень. А может, и нет никакого волшебника, и это просто страх выедает из людей всё хорошее?

Путешествие по неизвестному, таинственному миру, где всё так странно и непонятно, — основной мотив многих произведений Тераковской. В «Зеркале пана Грымса» (Lustro pana Grymsa, 1995, написано в 1985) странная, непохожая на своих ровесниц молчаливая девочка находит волшебное зеркало, с помощью которого можно увидеть прекрасный мир. В романе «В стране кота» (W krainie kota, 1999) главная героиня — взрослая женщина, но и она после рождения ребёнка попадает по ночам в волшебную Страну Таро.



Героев Тераковской часто называют «польскими Гарри Поттерами». Это, как правило, дети, которые попадают во «взрослые» ситуации. Таков Бартек из «Владыки Левава». Такова героиня «Дочери ведьм» (Córka czarownic, 1991, написано в 1985–1988) — маленькая безымянная девочка, вынужденная пройти недетские испытания в суровом и враждебном мире. Эта книга стала в творчестве Тераковской поворотной: писательница признавалась: «После „Дочери ведьм“ мои книги — и для молодёжи, и для взрослых».

И сам этот мир может быть совсем не «волшебным», а вполне себе настоящим, не имеющим «выхода в реальность». Так происходит и в «Дочери ведьм», и в «Одиночестве богов» (Samotność bogów, 1998).

К концу девяностых Тераковская постепенно поворачивается от мира фантастического к миру реальному. А он оказывается таким же фантастическим. В любом из миров, который описывает автор, «чего-то не хватает», он кажется «лучшим из миров» на первый взгляд, а потом понимаешь, что в нём имеется какой-то ужасный недостаток. И если в повести «Там, где падают ангелы» (Tam, gdzie spadają anioły, 1999) читатель видит контакт двух миров — «земного» и «небесного», мира ангелов-хранителей, то в подростковом романе «Оно» (Ono, 2003) на первый план выходит внутренний мир главной героини и её нерождённого ребёнка. Оно — это неданное имя: героиня (девятнадцатилетняя девушка, забеременевшая от насильника) беседует с тем, кто ещё способен принять решение, рождаться или не рождаться.

В девяностые годы Тераковская — уже известная писательница — вернулась в журналистику. В 1990 году основала газету «Час Краковский» (Czas Krakowski), вернулась в «Краковскую газету», где основала новую рубрику «Литературная декада» (Dekada Literacka). Рубрика впоследствии стала самостоятельным журналом, просуществовавшим с 1990 по 1991 годы. Издавала журналы, посвящённые комиксам: The Amazing Spider-Man (1990-1998), The Punisher (1990-1997). В 1995 году была выбрана на должность заместителя председателя профсоюза журналистов «Пшекруя», где оставалась до 1999 года.

Статьи, фельетоны и рецензии Дороты Тераковской публиковались также в других изданиях. Но особенно известен цикл её коротких фельетонов «Музей несуществующих вещей» (Muzeum rzeczy nieistniejących) для журнала «Пшекруй». Среди «экспонатов» этого «музея» — «семимильные ботинки», «бочка смеха», «берег Вселенной», «кроватка больного пана Котика», «стебелёк правды» и т.д.

За свои книги Тераковская получила множество премий, в том числе несколько раз — престижную премию Международного совета по детской и юношеской литературе (IBBY). Экранизаций её произведений пока нет, но спектакли по ним время от времени проходят в польских театрах. Кроме того, Дорота Тераковская и сама участвовала в создании самостоятельных театральных постановок — как всегда, балансирующих на грани «детского» (точнее, «молодёжного») и «взрослого».

Произведения Тераковской переводились на вьетнамский, итальянский, литовский, македонский, немецкий, норвежский, сербский, словенский, украинский, чешский языки.

Дорота Тераковская умерла после долгой болезни; её коллеги уверены, что она могла написать ещё много хороших произведений. Близкие и друзья отзываются о ней как об активном, почти неугомонном человеке, который никогда не оглядывался на других и оставался самим собой.

Писательница была замужем два раза. В 1963 она вышла замуж за джазмена Анджея Новака. Брак продлился всего три года, а вскоре, в 1968 году, её вторым мужем стал журналист и режиссёр документальных фильмов Мацей Шумовский. От обоих браков есть дети. Катажина Новак, дочь от первого брака, в 2005 году выпустила биографическую книгу «Моя мама — ведьма» (Moja mama czarownica). Катажина — журналист; дочь Тераковской от второго брака, Малгожата Шумовская — кинорежиссёр.

Дорота Тераковская / Книги

  • Terakowska, Dorota. Babci Brygidy szalona podróż po Krakowie. [Powieść dla młodzieży]. — Kraków : Krajowa Agencja Wydawnicza, 1987. — 80 s. — [Хранится в Польской национальной библиотеке].
  • Terakowska, Dorota. Guma do żucia. [Powieść]. — Warszawa : NOWA, 1986. — 61 s. — [Хранится в Польской национальной библиотеке].
  • Terakowska, Dorota. Władca Lewawu. [Powieść dla dzieci]. — Kraków : Cracovia, 1989. — 110 s. — [Хранится в Польской национальной библиотеке].
  • Terakowska, Dorota. Lustro Pana Grymsa. [Powieść dla dzieci]. — Warszawa : Nasza Księgarnia, 1995. — 158 s. — [Хранится в Польской национальной библиотеке].
  • Terakowska, Dorota. Córka czarownic. [Powieść dla młodzieży]. — Chotomów : Verba, 1991. — 346 s. — [Хранится в Польской национальной библиотеке].
  • Terakowska, Dorota. Samotność Bogów. Baśń nie nowa i nie stara. Kraków : Wydawnictwo Literackie, 1998. — 207 s. — [Хранится в Польской национальной библиотеке].
  • Terakowska, Dorota. Tam, gdzie spadają anioły. [Powieść dla młodzieży]. — Kraków : Wydawnictwo Literackie, 1999. — 254 s. — [Хранится в Польской национальной библиотеке].
  • Terakowska, Dorota. W krainie kota. [Powieść]. — Kraków : Wydawnictwo Literackie, 1999. — 216 s. — [Хранится в Польской национальной библиотеке].
  • Terakowska, Dorota. Ono. [Powieść]. — Kraków : Wydawnictwo Literackie, 2003. — 470 s. — [Хранится в Польской национальной библиотеке].

О жизни и творчестве

  • Bolińska, M. Zdarzenia niepunktualne. Biograficzny i antropologiczno-kulturowy kontekst opowieści o biegu ludzkiego życia w prozie Doroty Terakowskiej. — Kielce : Instytut Filologii Polskiej UJK, 2013. — 386 s.
  • Bolińska, M. Próby odinfantylizowania własnej dorosłości. Wokół teorii skryptów życiowych (na przykładzie wybranych utworów Tomasza Kwaśniewskiego, Doroty Terakowskiej i Jerzego Zawieyskiego) // Światy dzieciństwa. Infantylizacje w literaturze i kulturze. — Kraków, 2016.
  • Fidowicz, A. Etyczny wymiar niepełnosprawności w wybranych powieściach Doroty Terakowskiej // Imaginautka zaangażowana : twórczość i biografia Doroty Terakowskiej z perspektywy XXI wieku. — Kraków : Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu Pedagogicznego w Krakowie, 2021. — S. 87-98.
  • Filipowicz, E. Kultura magiczna w powieściach „fantazy” Doroty Terakowskiej // „Acta Univ. Wratisl. Lit. i Kult. Popularna”, 2003. nr 11.
  • Ługowska, J. Fantasy Doroty Terakowskiej. W kręgu problematyki i poetyki utworów – rekonesans badawczy. // „Acta Univ. Wratisl. Lit. i Kult. Popularna”, 2000, nr 9.
  • Nowak, K.T. Moja mama czarownica. Opowieść o Dorocie Terakowskiej. — Kraków : Wydawnictwo Literackie, 2005. — 334 s.
  • Wolanin, A. Twórczość Doroty Terakowskiej. Spotkanie z Nieznanym. — Warszawa : Wydawnictwo Stowarzyszenia Bibliotekarzy Polskich, 2015. — 221 s. [Lit. dla Dzieci i Młodzieży. Studia; 4].
  • Подборка оцифрованных публикаций Дороты Тераковской в журнале «Пшекруй» : сайт.
  • Batora, Katarzyna. Dorota Terakowska. — Текст : электронный // Polscy pisarze i badacze literatury przełomu XX i XXI wieku : сайт.
  • Beszczyńska, Zofia. Wszystko odwrócić. — Текст: электронный // Горно-металлургическая академия им. Станислава Сташица : сайт.
  • Tumas, Izabela. Wspomnienie o Dorocie. — Текст : электронный. // Biblioteka(rka) szkolna : сайт.

Премии

  • 1992 — литературная премия «Книга года» Польской секции Международного совета по детской книге (IBBY) (за роман «Дочь ведьм»)
  • 1995 — премия «Детский бестселлер» (за повесть «Зеркало пана Грымса»)
  • 1998 — премия «Лучшая книга весны» (библиотека Рачиньских, Познань) (за роман «Одиночество богов»)
  • 1998 — литературная премия «Книга года» Польской секции Международного совета по детской книге (IBBY) (за роман «Одиночество богов»)
  • 1998 — номинирована на премию «Паспорт журнала Polityka» (Paszport Polityki)
  • 1998 — номинирована на премию «Серебряный шар» (Srebrny Glob — польская премия для писателей-фантастов)
  • 1999 —литературная премия «Книга года» Польской секции Международного совета по детской книге (IBBY) (2 место за повесть «Там, где падают ангелы»)
  • 2002 — номинирована на премию Президента Республики Польши
  • 2003 — премия «Павлинье перо» (Pawie Pióro) (за повесть «Там, где падают ангелы»)
  • 2003 — премия книготорговой отрасли Польши «Витрина-2003» (Witryna 2003) в номинации «Событие» (за роман «Оно»)
  • 2003 — премия «Краковская книга месяца» (за роман «Оно»)

См. также