Толстой Лев Николаевич

Материал из ПроДетЛит
Перейти к навигации Перейти к поиску
Лев Толстой
Лев Толстой
Лев Толстой
Имя при рождении Лев Толстой
Дата рождения 9 сентября [28 августа] 1828 года
Место рождения Ясная Поляна
Дата смерти 20 ноября [7 ноября] 1910 года
Место смерти на ст. Астапово в Рязанской губернии
Гражданство Российская империя
Род деятельности писатель
Язык произведений русский
Автограф
Lev-Tolstoj-1.jpg



Лев Николаевич Толстой — писатель, публицист, религиозно-философский мыслитель.

Лев Толстой / Биография

Лев Толстой родился 9 сентября [28 августа по старому стилю] 1828 года в усадьбе Ясная Поляна (сейчас находится в Тульской области) в семье графа Н. И. Толстого и его супруги М. Н. Толстой. Родители имели высокое дворянское происхождение, среди предков Льва Толстого князья Горчаковы, Волконские и Трубецкие. Н. И. Толстой участвовал в Отечественной войне 1812 года и вышел в отставку в чине подполковника. Он вращался в свете, был знаком со многими декабристами, при этом в тайном обществе не состоял. Л. Н. Толстой знал отца в другом качестве: семьянином, занимающимся хозяйством, ценившим охоту и много читающим.

Отдельные свойства характера, черты внешности и факты биографии отца писателя легли в основу образов отца Николеньки в повестях «Детство» и «Отрочество», а также Николая Ростова в романе «Война и мир». М. Н. Толстая получила нетипичное для барышни разностороннее образование, включавшее изучение математики, истории, географии, основ сельского хозяйства, а также пяти языков; кроме того, она обладала литературным даром, сочиняла стихи, повести, романы и пьесы. Мать писателя и ее отец (князь Н. С. Волконский) послужили прототипами княжны Марьи и старого князя Болконского в «Войне и мире».

Лев Толстой рано осиротел, он потерял мать, когда ему было чуть меньше двух лет, и отца, когда ему еще не исполнилось девяти лет. Будучи четвертым ребенком в семье, он рос вместе с тремя старшими братьями, Николаем, Сергеем, Дмитрием, и младшей сестрой Марией. После смерти родителей воспитанием детей занимались тетушки А. И. Остен-Сакен, Т. А. Ёргольская и П. И. Юшкова.

Раннее детство будущего писателя прошло в Ясной Поляне. В его воспоминаниях сохранились отдельные эпизоды из того времени: чтение наизусть для отца стихов А. С. Пушкина «К морю» и «Наполеон», ведение с братьями рукописного журнала, куда входили детские сочинения Л. Н. Толстого, а также постановки домашних спектаклей. До наших дней дошли ученические сочинения Льва Толстого на русском и французском языках, стихотворные опыты, в том числе поздравление к именинам Т. А. Ёргольской, переложения басен И. А. Крылова. Будущий писатель получил домашнее образование. Сначала его воспитанием, обучением грамоте и языкам занимался немец Фридрих Рёссель, в семье Толстых его называли Федором Ивановичем. В повести «Детство» он изображен под именем Карла Ивановича. Затем его сменил гувернер, француз Проспер Сен-Тома (прототип St.-Jérôme в «Отрочестве»).

В 1844 году Лев Толстой поступил в Императорский Казанский университет на восточное отделение философского факультета по разряду арабско-турецкой словесности. После года обучения он перешел на юридический факультет, снова на первый курс, на котором проучился менее 2 лет, но затем оставил и его. Однако Л. Н. Толстой на протяжении всей жизни занимался самообразованием. Он отличался широким кругом интересов, в разные периоды времени его привлекали юриспруденция, философия, история, музыка, живопись, педагогика, религия и т.д.

Л. Н. Толстой владел языками — французским, немецким, английским, итальянским, арабским, турецким, кумыкским, ивритом и некоторыми другими. Кроме того, за 3 месяца он самостоятельно изучил греческий язык и свободно читал классические произведения в оригинале (Гомера, Платона, Эзопа, Геродота и др.). Самосовершенствование писатель отслеживал, по примеру Б. Франклина, с помощью дневника, который начал 17 марта 1847 года и продолжал вести в течение всей жизни (хоть и с несколькими перерывами). В нем он ставил перед собой цели, отмечал успехи и неудачи, анализировал поступки и ход мыслей, размышлял о недостатках и способах их преодоления.



Читательские пристрастия Л. Н. Толстого были также чрезвычайно разносторонни. Когда издатель М. М. Ледерле обратился к писателю с просьбой перечислить книги, которые оказали на него сильное влияние, Л. Н. Толстой составил список некоторых из них в ответном письме к нему (25 октября 1891 года). Произведения были распределены по пяти периодам в зависимости от возраста прочтения. К первому временному промежутку до 14 лет относились История Иосифа из Библии, сказки 1001 ночи, «Черная курица» Антония Погорельского, русские былины о Добрыне Никитиче, Илье Муромце и Алеше Поповиче, народные сказки, стихотворение А. С. Пушкина «Наполеон». В период от 14 до 20 лет на Л. Н. Толстого сильное впечатление произвели Нагорная проповедь из Евангелия от Матфея, «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, «Исповедь», «Эмиль, или О воспитании» и «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо, «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Разбойники» Ф. Шиллера, «Шинель», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Невский проспект», «Вий», «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Записки охотника» И. С. Тургенева», «Полинька Сакс» А. В. Дружинина, «Антон Горемыка» Д. В. Григоровича, «Жизнь Дэвида Копперфилда, рассказанная им самим» Ч. Диккенса, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и «Завоевание Мексики» У. Прескотта.

Личная библиотека Л. Н. Толстого в Ясной Поляне состояла из 22 тысяч книг и журналов на 35 языках. Она формировалась тремя поколениями: основателем был дед писателя по материнской линии, значительно дополнили собрание родители, но основная часть была собрана Львом Николаевичем.

Весной 1851 года Лев Толстой отправился с братом Николаем на Кавказ, где вскоре поступил на военную службу. В этот период была создана повесть «Детство», впервые опубликованная в журнале «Современник» в 1852 г. (первое изданное произведение) под измененным названием «История моего детства». Л. Н. Толстой был недоволен правкой заглавия, в письме редактору журнала Н. А. Некрасову он объяснял причину: «Заглавие … История моего детства противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до истории моего детства?» Этим писатель хотел подчеркнуть свое стремление дать обобщенную историю становления человека из дворянского сословия, придав повести некоторые автобиографические черты. Изначально предполагалось, что «Детство» будет составлять первую часть романа «Четыре эпохи развития», однако впоследствии осуществились только «Отрочество» и «Юность». Трилогия повестей, не имевшая специальной возрастной адресации, вошла в канон русской прозы об «эпохах развития» и оказала решающее влияние на локальные литературы для детей и подростков.

Военная служба Л. Н. Толстого проходила в артиллерийской бригаде на Кавказе и в Крыму (включая оборону Севастополя); он командовал орудиями в составе батареи, неоднократно отличался в сражениях и был представлен к нескольким наградам. События этого периода и впечатления офицера отразились в нескольких его произведениях, среди которых значимое место занимает «Кавказский пленник», написанный в марте 1872 года. В основу начала «были» (таково авторское определение жанра) легло событие, произошедшее 13 июня 1853 года, — чеченцы напали на отделившихся от основной части пятерых русских офицеров, среди которых находился Л. Н. Толстой. Материалом для последующих эпизодов рассказа послужили воспоминания других людей. «Кавказский пленник» был написан для детей и входил в состав школьного пособия «Азбука». Этот рассказ создавался по новому принципу – понятности для любого читателя. Как и в других рассказах из учебной книги, в нем использован народный язык, художественная простота сочетается с естественностью слога и правдивостью передаваемых событий. Л. Н. Толстой отмечал:


« Кавказский пленник.... Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших.

Лев Толстой

»



В 1856 году Лев Толстой вышел в отставку, оставив военную службу. С этого времени он основательно начал заниматься литературой, хозяйственными заботами в своем имении, а вскоре и педагогической деятельностью. В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, в которой занятия велись вплоть до его отъезда за границу в июне 1860 года.



Во время путешествия по Европе писатель посетил публичную лекцию Ч. Диккенса о воспитании. В Брюсселе, Франкфурте, Веймаре, Йене, Дрездене, Берлине побывал в школах, где получил сведения о разных техниках обучения школьников. Также Л. Н. Толстой познакомился с педагогом А. Дистервегом и писателем Б. Ауэрбахом, под влиянием произведений которого он открыл школу для яснополянских крестьян и заинтересовался народным образованием. По возвращении из Европы Л. Н. Толстой осмотрел воскресные школы и подал прошение о разрешении издавать педагогический журнал «Ясная Поляна». Он выходил каждый месяц в течение 1862 года (всего 12 номеров) и состоял из двух частей; первая включала в себя педагогические статьи о современном образовании, вторая представляла собой приложение для детей с сочинениями учеников яснополянской школы и художественными произведениями. Большая часть материала была написана Л. Н. Толстым, также в журнале принимали участие А. С. Суворин, Г. И. Успенский, Н. В. Успенский и учителя толстовских школ. Из-за небольшого числа подписчиков журнал оставался убыточным и был закрыт.

Тем не менее педагогическая деятельность Л. Н. Толстого развивалась. Осенью 1861 года по желанию крестьян он открыл 12 школ в Крапивенском уезде, а в 1862 году еще несколько новых. В основу обучения легли принципы свободного воспитания. Вслед за Ж.-Ж. Руссо Л. Н. Толстой считал, что преподавание должно опираться на желания и врожденные способности ребенка, ученик волен сам выбирать чему и как учиться. Для учителя главной целью являлось развитие природных качеств ребенка с помощью умения заинтересовать в процессе рассказа или беседы. В толстовских школах не было определенной программы, дети сидели как хотели, отношения между учителем и учеником были непринужденными, основанными на взаимном уважении. Занятия вел сам Л. Н. Толстой и несколько постоянных преподавателей, периодически им помогали приезжие учителя, близкие и знакомые писателя. Особая роль уделялась развитию у детей творческих навыков (с помощью самостоятельной работы, сочинений, экскурсий) и наблюдательности (для этого использовались опыты, таблицы, картины и др.).



Лев Толстой создал самобытную педагогическую систему, принципы которой отразились в его публицистических статьях, посвященных образованию, развитию в детях творческих способностей, писанию книг для народа: «Воспитание и образование», «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (обе — 1862), <О языке народных книжек> (1862?), «О народном образовании» (1974) и др. Кроме того, он написал одни из первых книг для обучения в народных школах: «Азбука» (1872 ), «Новая азбука» и четыре «Книги для чтения» (1875 ). Преподавая сам, Л. Н. Толстой понимал необходимость создания учебной литературы для крестьян, считая это своим вкладом в просвещение народа. В одном из писем он представлял: «…по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей от царских до мужицких и первые впечатления поэтические получат из нее, и что, написав эту Азбуку, мне можно будет спокойно умереть». По его мнению, эта книга должна была «служить руководством при обучении чтению, письму, грамматике, славянскому языку и арифметике для русских учеников всех возрастов и сословий». В период создания «Азбуки» Л. Н. Толстой снова стал заниматься с крестьянскими детьми, а для того, чтобы проверить свою систему обучения, он приглашал учителей из народных школ. Поскольку в Ясной Поляне в то время не было школы, писатель проводил занятия в своем доме. Вместе с ним преподавали его жена, Софья Андреевна, а также старшие дети – Сергей (в 1872 году ему было 9 лет) и Татьяна (8 лет).



«Азбука» состоит из четырех книг, каждая из которых делится на несколько частей. В первой книге их четыре: алфавит с картинками, слоги и упражнения для обучения чтению; басни, притчи и поучительные истории; тексты религиозного содержания; азы арифметики. Завершается издание пояснениями для учителя. Остальные три книги обладают сходным строением, исключая раздел с алфавитом: литература для самостоятельного чтения (художественные произведения, фольклор разных стран, рассказы, объясняющие разные явления и др.), древнерусские и церковно-славянские тексты (отрывки из летописи «Повесть временных лет», Четьих Миней, Книги Бытия, Евангелия и др.), математика (счет, умножение, деление, задачи и др.). В каждой последующей книге материал усложняется. В «Азбуке» Л. Н. Толстой восхвалял физический труд, знакомил детей с жизнью животных и птиц, объяснял причины происходящих явлений, рассказывал об особенностях народного быта, приобщал к историческому прошлому России. Распространенным приемом является вопросно-ответная форма. Например, в названии задается вопрос («Для чего ветер?», «Отчего в мороз трещат деревья?»), а в самом тексте дается ответ, или ученику нужно найти его самому после прочтения. В образах богатырей, их трудовых делах и ратных подвигах показана сила, доблесть и мужество русского народа. Одновременно с этим Л. Н. Толстой стремился привить уважение к другим народам и нетерпимость к захватническим войнам. Динамичные рассказы, сказки и басни повествуют о честности («Косточка», «Лгун»), чувстве товарищества, сострадания и взаимопомощи («Два товарища», «Муравей и голубка», «Дед и внучек», «Подкидыш»), о справедливости и долге («Праведный судья», «Царские братья»). В них уделяется большое значение упорству при выполнении работы и преодолении трудностей («Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как я дедушке нашел пчелиных маток»).



Зачастую в баснях и рассказах о животных Л. Н. Толстой показывал положительные и отрицательные черты человека: жадность («Собака и ее тень», «Обезьяна и горох»), злость («Белка и волк»), обман и предательство («Лисица и обезьяна»), лесть и хитрость («Лев, осел и лисица») и т. д. Однако «Азбука» не встретила у читателей и критиков ожидаемого писателем энтузиазма. В связи с этим Л. Н. Толстой значительно переработал материал и в 1874 году выпустил «Новую азбуку». Эта книга включает в себя алфавит, упражнения для обучения чтению, славянскую азбуку, молитвы и изображения цифр (арабских, славянских и римских). Тексты из двух разделов для чтения выделены из собственно азбуки и напечатаны в виде четырех «Русских книг для чтения» и четырех «Славянских книг для чтения». «Новая азбука» была рекомендована Министерством народного просвещения в качестве учебника для народных школ России. При жизни Л. Н. Толстого книга была переиздана 28 раз. Особенное внимание читателей и критиков на протяжении многих десятилетий привлекали «Кавказский пленник» и «Бог правду видит, да не скоро скажет», а также рассказы «Филипок» и «Косточка».

Лев Николаевич Толстой прожил долгую насыщенную жизнь и умер 20 [7 по старому стилю] ноября 1910 г. на станции Астапово в Рязанской губернии (теперь поселок Лев Толстой в Липецкой области).



Помимо произведений для детей, он писал романы, повести, рассказы, пьесы, публицистические и религиозно-философские статьи для взрослых, наиболее известные из них «Война и мир», «Анна Каренина», «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», «Севастопольские рассказы», «Живой труп», «Плоды просвещения», «Власть тьмы», «Исповедь», «В чём моя вера?» и др. Л. Н. Толстой до сих пор считается непревзойденным мастером реалистического направления в литературе, его работы отличаются глубоким психологизмом, широтой и многогранностью описания действительности, тонким пониманием социальных противоречий, а также силой «народной мысли», согласно которой простые люди являются носителями нравственности, хранителями духовных ценностей и главной движущей силой истории.

В 1873 году Л. Н. Толстой был избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности, а в 1900 году он стал почётным академиком по разряду изящной словесности. Кроме того, Л. Н. Толстой четыре раза был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1902, 1903, 1904, 1905), от дальнейшей номинации он отказался. Его творчество известно во всем мире, он является одним из самых популярных русских писателей, а его произведения оказали влияние на многих писателей XX века в России и за рубежом.

В 1895 году в доме Ю. Блока была сделана первая запись голоса Л. Н. Толстого, он читал притчу «Кающийся грешник». Спустя тринадцать лет писатель получил в подарок фонограф от самого изобретателя Т. Эдисона. К устройству прилагалась письменная просьба: «Милостивый государь! Смею ли я просить вас дать один или два сеанса для фонографа на французском или английском языке, лучше всего на обоих. Желательно, чтобы вы прочли краткое обращение к народам всего мира, в котором была бы высказана какая-нибудь идея, двигающая человечество вперед в моральном и социальном отношении…». Л. Н. Толстой выполнил просьбу и впоследствии использовал новое устройство в работе: записывал письма и статьи для книги «Круг чтения», небольшие наставления и сказки. Фонограф этот до сих пор хранится в кабинете писателя в Ясной Поляне. Сейчас он не работает, но сделанные Л. Н. Толстым записи можно прослушать.


Лев Толстой


« У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье...

Лев Толстой

»


Лев Толстой / Книги

  • Толстой Л. Н. Сочинения графа Л. Н. Толстого : в 2 ч. : [Ч. 1–2]. — Санкт-Петербург : Ф. Стелловский, 1864. — 2 т. — Содерж.: Детство ; Отрочество ; Юность ; Утро помещика ; Записки маркера ; Люцерн; Альберт ; Два гусара ; Три смерти] : Из записок князя Д. Нехлюдова. — 211 с. — [Хранится в РГБ].
  • Толстой Л. Н. Сочинения графа Л. Н. Толстого : в 2 ч. : [Ч. 1–2]. — Санкт-Петербург : Ф. Стелловский, 1864. — 2 т. — Содерж.: Набег ; Рубка леса ; Севастополь ; Встреча в отряде с московским знакомым ; Метель ; Семейное счастие ; Казаки ; Поликушка ; Педагогические статьи. О народном образовании. О методах обучения грамоте. Проект общего плана устройства народных училищ. Воспитание и образование. Прогресс и определение образования. — 303 с. — [Хранится в РГБ].
  • Толстой Л. Н. Война и мир : сочинение графа Л. Н. Толстого. — Москва : Тип. Т. Рис, 1868–1869. — [Хранится в РГБ].
    • Т. 1. — 1868. — [4], 298, 146 с.
    • Т. 2. — 1868. — [4], 186 с.
    • Т. 3. — 1868. — [4], 284 с.
    • Т. 4. — 1868. — [4], 338 с.
    • Т. 5. — 1869. — [4], 323 с.
    • Т. 6. — 1869. — [4], 290 с.
  • Толстой Л. Н. Азбука / [соч.] гр. Л. Н. Толстого. Кн. 1–4. — Санкт-Петербург : тип. Замысловского, 1872. — 4 т. — [Хранится в РГБ].
    • Кн. 1 : Для учителя : [Ч. 1–4]. — [2], IV, 186 с.
    • Кн. 2 : Для учителя : [Ч. 1–3]. — [2], IV, 159 с.
    • Кн. 3 : Для учителя : [Ч. 1–3]. — [2], IV, 186 с.
    • Кн. 4 : Для учителя : [Ч. 1–3]. – [2], IV, 228 с.
  • Толстой Л. Н. Азбука / [соч.] гр. Л. Н. Толстого. Кн. 1–12. — Санкт-Петербург : тип. К. Замысловского, 1874. — 12 т. — [Хранится в РГБ].
  • Толстой Л. Н. Новая азбука / [соч.] гр. Л. Н. Толстого. — Москва : тип. и лит. А. Торлецкого и М. Терихова, 1875. — 95 с., вкл. обл. — [Хранится в РГБ].
  • Толстой Л. Н. Детство и отрочество / [соч.] гр. Л. Н. Толстого. — [2-е изд.]. [Ч. 1–2]. — Москва : тип. А. Торлецкого и М. Терехова, 1876. — 2 т. — [Хранится в РГБ].
    • [История моего детства]. — 176 с.
    • [Отрочество]. — 140, III с.
  • Толстой Л. Н. Кавказский пленник : рассказ гр. Льва Николаевича Толстого. — Москва : Нар. б-ка, 1883. — 32 с. — [Хранится в РГБ].
  • Толстой Л. Н. Три сказки / [соч.] Льва Толстого. — Москва : Посредник, 1886. — 34 с. — Содерж.: Много ли человеку земли нужно ; Зерно с куриное яйцо ; Как чертенок краюшку выкупал. — [Хранится в РГБ].
  • Толстой Л. Н. Волшебное кольцо : сказка для детей гр. Толстого. — [Санкт-Петербург] : тип. «Арт. журн.», ценз. 1888. — 28 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений : в 90 т. : (юбилейное издание). — М.-Л. : Гос. изд-во, 1928–1964. — Текст : электронный // Толстой.ру : сайт.
  • Толстой, Л. Н. Три медведя : русская народная сказка / Л. Н. Толстой ; худож. В. Лосин. — Москва : Малыш, 1976. — 8 с. : ил.
  • Толстой, Л. Н. Повести и рассказы / Л. Н. Толстой ; сост., предисл. и коммент. К. Н. Ломунова ; оформление Б. А. Дехтерева ; художник А. Иткин. — Москва : Детская литература, 1978. — 686 с. : ил.
  • Толстой Л.Н. Чем люди живы : народные рассказы / Л .Н . Толстой ; ил. Б. Диодорова. — Можайск : Можайский полиграф. Комбинат, 1992. — 448 с. : ил.
  • Толстой, Л. Н. Филипок / Л. Н. Толстой ; худож. Геннадий Спирин. — Москва : РИПОЛ классик, 2012. — 26 с., 1л. портр. : ил. — (Шедевры книжной иллюстрации).
  • Толстой, Л. Н. Севастопольские рассказы / Л. Н. Толстой ; предисл. Е. Тарле ; худож. А. Кокорин. — Ленинград : Детская литература : Ленинградское отделение, 1975. — 125 с. : ил. — (Школьная библиотека. [Для сред. школы]).
  • Толстой Л. Н. Два товарища / художник В. Долгов. — Москва : Детиздат, 2019. — 10 с.
  • Толстой Л. Н. Детство ; Отрочество ; Юность. — Москва : Белый город, 2019. — 509 с.
  • Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность. — Москва : Эксмо, 2019. — 381 с.
  • Толстой Л. Н. Мысли великих на каждый день. — Москва : Эксмо, 2019. — 347 с.
  • Толстой Л. Н. Повести и рассказы: сборник. — Москва : АСТ, 2019. — 413 с.
  • Толстой Л. Н. Рассказы и сказки / художник И. Петелина. — Москва : Махаон, 2019. — 110 с.
  • Толстой Л. Н. Севастопольские рассказы: комментированное издание / комментарии Д. А. Романов и др. – Тула: Дизайн-коллегия, 2019. – 163 с.
  • Толстой Л. Н. Три медведя : сказка / рисунки Ю. А. Васнецова. — Москва : Мелик-Пашаев, 2019. — 15 с.
  • Толстой Л. Н. Филипок : рассказы, сказки, басни / художник В. Канивец. — Москва : Росмэн, 2019. — 95 с.
  • Толстой Л. Н. Филипок : рассказы и басни. — Изд. 2-е. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2019. — 63 с.
  • Толстой Л. Н. Хаджи-Мурат: избранное [16+]. – М.: Белый город, 2019. – 701 с.
  • Толстой Л. Н. Холстомер: избранное [16+] / художник Н. Устинов. – М.: Белый город, 2019. – 573 с.
  • Толстой Л. Н. Басни, сказки, рассказы / художник С. Яровой. — Москва : Детская литература, 2020. — 158 с.
  • Толстой Л. Н. Детям : сказки, рассказы, басни, стихи. — Москва : Эксмо, 2020. — 285 с.
  • Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность. — Москва : АСТ, 2020. — 379 с.
  • Толстой Л. Н. Детство ; Отрочество : повести / художник К. Клементьева. — Москва : Детская литература, 2020. — 254 с.
  • Толстой Л. Н. Еж и заяц ; Снегурочка / иллюстрации Е. А. Рубцовой. — Волгоград : Учитель, 2020. — 10 с.
  • Толстой Л. Н. Кавказский пленник : тексты произведений печатаются без сокращений / художники: А. Сычёв, В. Попов. — Москва : Омега, 2020 — 140 с.
  • Толстой Л. Н. Кавказский пленник : рассказ ; Хаджи-Мурат : повесть / художник Ю. Николаев. — Москва : Детская литература, 2020. — 201 с.
  • Толстой Л. Н. Лев Николаевич Толстой детям / художник М. Бычков. — Санкт-Петербург : Азбука, 2020. — 48 с.
  • Толстой Л. Н. Лучшие сказки и рассказы для детей / иллюстрации В. Канивца. — Москва : Эксмодетство, 2020. — 120 с.
  • Толстой Л. Н. Маленькие рассказы. — Москва : Детская литература, 2020. — 180 с.
  • Толстой Л. Н. Моя первая русская книга для чтения : басни, описания, были, рассказы, рассуждения, сказки. — Москва : Белый город, 2020. — 79 с.
  • Толстой Л. Н. Первое чтение / художник В. Канивец. — Москва : РОСМЭН, 2020. — 93 с.
  • Толстой Л. Н. Севастопольские рассказы / художник В. Высоцкий. — Москва : Детская литература, 2020. — 153 с.
  • Толстой Л. Н. Севастопольские рассказы / художник А. Симанчук. — Москва : Искателькнига, 2020. — 126 с.
  • Толстой Л. Н. Сказки и притчи : сборник. — Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний : ОЛМА, 2020. — 251 с.
  • Толстой Л. Н. Сказки, рассказы, басни. — Москва : Симбат : УМка, 2020. — 92 с.
  • Толстой Л. Н. Филипок : рассказы / иллюстрации С. Пученкиной. — Москва : Эксмодетство, 2020. — 77 с.

Лев Толстой / Книги в НЭБ.Дети

Лев Толстой / Диафильмы

Лев Толстой / О жизни и творчестве

  • Попов, П. Стиль ранних повестей Толстого : («Детство» и «Отрочество») // Литературное наследство. Т. 35. — Москва : Изд-во АН СССР, 1939. — С. 78–116.
  • Вейкшан, В. А. Л. Н. Толстой о воспитании и обучении. — Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1953. — 144 с.
  • Борщевская, А. Лев Толстой для детей // Вопросы детской литературы. – Москва, 1954. — С. 38–74.
  • Зайденшнур, Э. Е. «Азбуке» Л. Н. Толстого 100 лет // Начальная школа. — 1973. — № 4. — С. 87–88.
  • Толстой, С. Л. Очерки былого. — Изд. 4-е, испр. и доп. — Тула : Приокское книжное изд-во, 1975. — 469 с.
  • Георгиева, Г. «Азбука» Л. Н. Толстого в иллюстрациях советских художников // Дошкольное воспитание. — 1978. — № 9. — С. 98–105.
  • Ломунов, К. Л. Жизнь Льва Толстого. — Москва : Художественная литература, 1981. — 255 с.
  • Квятковский, Е. Л. Н. Толстой: педагогические идеи «Азбуки» и книг для чтения // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 6. — С. 60–63.
  • Базилевская, А. К. Педагогические и поэтические принципы создания Л. Н. Толстым литературы для детей // Культурология. — 2005. — № 4 (35). — С. 35–45.
  • Зверев, А. Лев Толстой / Зверев А., Туниманов В.. — Москва : Молодая гвардия, 2007. — 781 с.
  • Чудакова, М. А. Духовно-нравственные основы рассказов «Азбуки» Л. Н. Толстого // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург, 2007. — № 18 (44). — С. 309–312.
  • Бабаев, Э. Г. Большая Азбука, или Ощущение счастья // «Высокий мир аудиторий...» : лекции и статьи по истории русской литературы. — Москва : МедиаМир, 2008. — С. 364–374.
  • Романова, Н. И. Маленький и взрослый Иртеньев в повести Л. Н. Толстого «Детство» // Русская речь. — 2008. – № 1. — С. 19–22.
  • Николаева, Е. В. «Азбука» Льва Толстого // Литература в школе. — 2010. — № 2. — С. 7–10.
  • Авидзба, Р. Л. К вопросу о литературных источниках «Кавказского пленника» Л. Н. Толстого // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки. — 2013. — № 3. — С. 5–13.
  • Николаева, Е. В. Первые этапы работы Л. Н. Толстого над «Азбукой» // От истории текста к истории литературы. — Москва : ИМЛИ РАН, 2015. — С. 120–152.
  • Крикунова, Е. А. «Азбука» и «Русские книги для чтения» в начальной школе: первые встречи с языком Л. Н. Толстого // Известия Российской академии образования. — 2015. — № 3 (35). — С. 138–143.
  • Жилякова, Э. М. Л. Н. Толстой — переводчик басен Эзопа / Жилякова Э. М., Скирневская В. Ю. // Текст. Книга. Книгоиздание. — 2017. — № 15. — С. 5–25.
  • Вейкшан, В. А. Л. Н. Толстой — народный учитель / В. А. Вейкшан. — Текст : электронный. — Москва : Учпедгиз, 1959. — 103 с. // ФЭБ :сайт.
  • Николаева, Е. В. «Кавказские пленники» русской литературы / Е. В. Николаева. — Текст : электронный // Литература Древней Руси и Нового времени : сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции «Древнерусская литература и литература Нового времени», посвященной памяти профессора Н. И. Прокофьева. — 2017. — С. 110–120.
  • Тихонова, А. Н. О воспитании в русской дворянской семье (на примере произведений Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность») / А. Н. Тихонова. — Текст : электронный // Л. Н. Толстой — мыслитель, художник, педагог и современность : материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня смерти Л. Н. Толстого. — 2011. — С. 26.
  • Эйхенбаум, Б. М. Молодой Толстой / Б. М. Эйхенбаум. — Текст : электронный. — Петербург ; Берлин : Изд-во З. И. Гржебина, 1922. — 154 с. // ФЭБ : сайт.

Лев Толстой / Экранизации

  • 1958 — «Три медведя». Мультфильм. «Союзмультфильм». Режиссер Р. Давыдов.
  • 1973 — «Детство». «Отрочество». «Юность» (в 3 частях). Художественный фильм. СССР. Режиссер П. Фоменко.
  • 1975 — «Кавказская повесть». Художественный фильм. Грузия-фильм. Режиссер Г. Калатозишвили (по рассказу «Кавказский пленник»).
  • 1980 — «Прыжок». Мультфильм. Свердловская киностудия. Режиссер Г. Тургенева.
  • 1982 — «Филипок». Мультфильм. ТО «Экран». Режиссер Р. Зельма.
  • 1983 — «Лебеди». Мультфильм. ТО «Экран». Режиссер М. Новогрудская. (по мотивам рассказов Л. Н. Толстого).
  • 1984 — «Три медведя». Мультфильм. ТО «Экран». Режиссер А. Зябликова.

Музеи, памятники

Памятник Льву Толстому на Поварской улице в Москве, во дворе «дома Ростовых»
  • Памятник Льву Толстому в сквере Девичьего поля на пересечении Большой Пироговской улицы и проезда Девичьего поля в Москве (1972 году, скульптор — А. М. Портянко, архитекторы — В. В. Богданов, В. П. Соколов).
  • Памятник Л. Н. Толстому в Химках (Московская обл.).
  • Мемориальная доска в Петербурге, на доме, где жил Л. Н. Толстой (Набережная Фонтанки, 38).
  • Памятник Льву Толстому и его литературному герою Хаджи-Мурату в Махачкале (Дагестан) на пересечении улиц Льва Толстого и Магомеда Гаджиева. (2012, скульптор — Ш. Карагаджиев).
  • Памятник «Учитель и ученик» Новокузнецке (Кемеровская область) посвящён Л. Толстому и его секретарю В. Булгакову, посвятившего жизнь сохранению литературного наследия писателя (2010, скульпторы — А. Миронов, Р. Цыденова).
  • Памятник Л. Толстому в Оренбурге (1994, авторы — скульптор Ю. Л. Чернов, архитектор А. И. Агафонов).
  • Памятник Льву Николаевичу Толстому в Пятигорске (2005, скульптор — С. Авакова).
  • Памятник Льву Толстому в Туле (1973, скульптор — В. И. Буякин, архитектор — А. Н. Колчин)
  • Памятник в станице Старогладовской Шелковского района (Чечня). В станице также работает музей Л. Н. Толстого.

См. также