Пришвин Михаил Михайлович: различия между версиями

 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 55: Строка 55:
В мае 1907 года Пришвин предпринял новое путешествие на Русский Север. Его путь пролегал по рекам Сухоне и Северной Двине до Архангельска. Оттуда писатель объехал побережье Белого моря до Кандалакши, посетил Соловецкие острова, а затем через Норвегию вернулся в Санкт-Петербург. Эта поездка вдохновила его на создание книги «За волшебным колобком», которая была напечатана в издательстве А. Ф. Девриена в 1908 году (впоследствии выходила под названием «Колобок»).
В мае 1907 года Пришвин предпринял новое путешествие на Русский Север. Его путь пролегал по рекам Сухоне и Северной Двине до Архангельска. Оттуда писатель объехал побережье Белого моря до Кандалакши, посетил Соловецкие острова, а затем через Норвегию вернулся в Санкт-Петербург. Эта поездка вдохновила его на создание книги «За волшебным колобком», которая была напечатана в издательстве А. Ф. Девриена в 1908 году (впоследствии выходила под названием «Колобок»).


Успех опубликованных произведений способствовал вхождению М. Пришвина в литературный мир Санкт-Петербурга. В 1907 году он начал работать корреспондентом газеты «Русские ведомости», где одним из редакторов был его двоюродный брат И. Н. Игнатов. Благодаря знакомству с А. М. Ремизовым, который высоко оценил его творчество, М. Пришвин оказался в окружении самых известных представителей творческой элиты своего времени. Среди них были поэты, писатели, ученые и художники: В. В. Розанов, М. О. Гершензон, А. М. Горький, А. Н. Толстой, В. Я. Шишков, И. С. Соколов-Микитов, А. А. Блок, А. А. Ахматова, К. С. Петров-Водкин, П. Е. Щёголев и многие другие. Впоследствии М. Пришвин считал А. Ремизова одним из главных своих учителей.
 
 
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Михаил Пришвин">
Файл:Prishvin-3.jpg|За волшебным колобком : из записок на Крайнем Севере России и Норвегии / М. Пришвин ; рис. Г. Д. Дэнглас-Юма
Файл:Kashcheeva-cep.jpg|Кащеева цепь : роман / Михаил Пришвин ; обложка: I. R. (И. Рерберг), 1927 год
Файл:Prishvin-2.jpg|Белый ожерелок / М. Пришвин ; рис. С. Бойм
Файл:Prishvin-1.jpg|Луговка / Михаил Пришвин ; рис. Штерн
</gallery></center>
 
 
 
Успех опубликованных произведений способствовал вхождению М. Пришвина в литературный мир Санкт-Петербурга. В 1907 году он начал работать корреспондентом газеты «Русские ведомости», где одним из редакторов был его двоюродный брат И. Н. Игнатов. Благодаря знакомству с А. М. Ремизовым, который высоко оценил его творчество, М. Пришвин оказался в окружении самых известных представителей творческой элиты своего времени. Среди них были поэты, писатели, ученые и художники: В. В. Розанов, М. О. Гершензон, А. М. Горький, А. Н. Толстой, В. Я. Шишков, [[Соколов-Микитов Иван Сергеевич|И. С. Соколов-Микитов]], А. А. Блок, А. А. Ахматова, К. С. Петров-Водкин, П. Е. Щёголев и многие другие. Впоследствии М. Пришвин считал А. Ремизова одним из главных своих учителей.


В 1908 году, посещая собрания Религиозно-философского общества, М. Пришвин был настолько вдохновлён, что предпринял путешествие в Керженские леса Нижегородской губернии. Его целью стало Светлое озеро, или Светлояр, окутанное легендой о граде Китеже. В начале XX века эти места привлекали множество староверов, и Пришвин, желая углубить свое понимание, намеревался «проверить» информацию, полученную в обществе, в беседах со «старыми лесными мудрецами». Результатом этой поездки стала книга «У стен града невидимого», работа над которой завершилась в 1908–1909 годах.
В 1908 году, посещая собрания Религиозно-философского общества, М. Пришвин был настолько вдохновлён, что предпринял путешествие в Керженские леса Нижегородской губернии. Его целью стало Светлое озеро, или Светлояр, окутанное легендой о граде Китеже. В начале XX века эти места привлекали множество староверов, и Пришвин, желая углубить свое понимание, намеревался «проверить» информацию, полученную в обществе, в беседах со «старыми лесными мудрецами». Результатом этой поездки стала книга «У стен града невидимого», работа над которой завершилась в 1908–1909 годах.
Строка 82: Строка 93:


В 1930 году Михаил Пришвин столкнулся с жёсткой критикой со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Причиной нападок стали многие его произведения, в том числе роман «Кащеева цепь» и повесть «Журавлиная родина». Основное обвинение, выдвинутое против писателя, заключалось в аполитичности и «бегстве от классовой борьбы». РАПП требовала, чтобы Пришвин в своих работах подчинял изображение природы социальным целям и не уклонялся от активного участия в социалистическом строительстве. Тем не менее, М. Пришвину удалось отстоять свою позицию. Нападки на писателя прекратились только после того, как РАПП была распущена в 1932 году. В 1934 году Михаил Михайлович был включен в состав правления вновь созданного Союза писателей СССР.
В 1930 году Михаил Пришвин столкнулся с жёсткой критикой со стороны Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП). Причиной нападок стали многие его произведения, в том числе роман «Кащеева цепь» и повесть «Журавлиная родина». Основное обвинение, выдвинутое против писателя, заключалось в аполитичности и «бегстве от классовой борьбы». РАПП требовала, чтобы Пришвин в своих работах подчинял изображение природы социальным целям и не уклонялся от активного участия в социалистическом строительстве. Тем не менее, М. Пришвину удалось отстоять свою позицию. Нападки на писателя прекратились только после того, как РАПП была распущена в 1932 году. В 1934 году Михаил Михайлович был включен в состав правления вновь созданного Союза писателей СССР.
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Михаил Пришвин">
Файл:Kladovaya-solnca.jpg|Кладовая солнца / М. М. Пришвин ; худож. [[Рачёв Евгений Михайлович|Е. Рачёв]]
Файл:Evgenij-Rachyov (1).jpg|Журка / Мих. Пришвин ; рисунки Е. Рачёва
Файл:Seraya-Sova-pisatel (2) (1).jpg|[[Серая Сова|Серая Сова]] / М. М. Пришвин
Файл:Lisichkin-hleb.jpg|Лисичкин хлеб / М. Пришвин ; художник Ирина Затуловская
</gallery></center>


В период жизни в Загорске Михаил Пришвин уделил особое внимание произведениям для детей. Широкую известность принесли сборники рассказов и повестей: «Рассказы егеря Михал Михалыча», «Луговка», «Рассказы охотника», «Зверь Бурундук», «Журка», «Дедушкин валенок», повесть «Золотой луг». В Загорске также началась работа над повестями «Лесная капель», «Неодетая весна», «Фацелия» и сборником рассказов «Золотой луг».
В период жизни в Загорске Михаил Пришвин уделил особое внимание произведениям для детей. Широкую известность принесли сборники рассказов и повестей: «Рассказы егеря Михал Михалыча», «Луговка», «Рассказы охотника», «Зверь Бурундук», «Журка», «Дедушкин валенок», повесть «Золотой луг». В Загорске также началась работа над повестями «Лесная капель», «Неодетая весна», «Фацелия» и сборником рассказов «Золотой луг».
Строка 104: Строка 124:


Детские рассказы были неотъемлемой частью творчества писателя на протяжении всей его жизни. После войны увидели свет сборники: «Золотой рог», «Таинственный ящик», «Разговор птиц и зверей», «Моя страна», «Первая стойка», «Вася Весёлкин», «Заполярный мёд» и другие. Кроме того, были переизданы более ранние произведения, объединённые в циклы: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок».
Детские рассказы были неотъемлемой частью творчества писателя на протяжении всей его жизни. После войны увидели свет сборники: «Золотой рог», «Таинственный ящик», «Разговор птиц и зверей», «Моя страна», «Первая стойка», «Вася Весёлкин», «Заполярный мёд» и другие. Кроме того, были переизданы более ранние произведения, объединённые в циклы: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок».
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Михаил Пришвин">
Файл:Prishvin-7.jpg|Матрешка в картошке / Михаил Пришвин ; рисунки А. Н. Комарова
Файл:Prishvin-5.jpg|Старый гриб / М. Пришвин ; рис. Д. Хайкин
Файл:Prishvin-6.jpg|Синие перышки / Михаил Пришвин ; рис. П. Багин
Файл:Prishvin-4.jpg|Рассказы егеря Михал Михалыча / М. Пришвин ; рисунки А. Самохвалова
</gallery></center>


В детских рассказах Михаила Пришвина поражает его способность видеть и передавать удивительное, необычное в самых простых, повседневных явлениях. Рассказы писателя, часто совсем небольшие по объёму, несут огромную смысловую нагрузку. Автор был убежден в целительной и обогащающей тайной силе природы и желал поделиться этим открытием со своим юным читателем.
В детских рассказах Михаила Пришвина поражает его способность видеть и передавать удивительное, необычное в самых простых, повседневных явлениях. Рассказы писателя, часто совсем небольшие по объёму, несут огромную смысловую нагрузку. Автор был убежден в целительной и обогащающей тайной силе природы и желал поделиться этим открытием со своим юным читателем.
Строка 111: Строка 140:
Писатель обладал даром находить общий язык с детьми, подбирая для каждого возраста свою манеру общения. Для самых маленьких он считал необходимой «простоту», но, как отмечал Пришвин, простота бывает обманчива. Существует поверхностная, примитивная простота, а есть та, что возникает из глубокого понимания темы и уважения к читателю. Его подростковые рассказы звучат как доверительная беседа, приглашая к собственным открытиям и раздумьям. В них нет места готовым истинам и навязчивому авторскому голосу.
Писатель обладал даром находить общий язык с детьми, подбирая для каждого возраста свою манеру общения. Для самых маленьких он считал необходимой «простоту», но, как отмечал Пришвин, простота бывает обманчива. Существует поверхностная, примитивная простота, а есть та, что возникает из глубокого понимания темы и уважения к читателю. Его подростковые рассказы звучат как доверительная беседа, приглашая к собственным открытиям и раздумьям. В них нет места готовым истинам и навязчивому авторскому голосу.


На протяжении почти полувека, с 1905 по 1954 год, Михаил Пришвин ежедневно вёл дневники, которые он считал главным делом своей жизни. «Однажды Пришвин сказал мне, что все напечатанное им — сущие пустяки по сравнению с его дневником, с его ежедневными записями. Эти записи он главным образом и хотел сохранить для потомства», — вспоминал Константин Паустовский. Уникальные по своему масштабу — как по хронологическому охвату, так и по объёму — эти почти ежедневные записи представляют собой нечто большее, чем лирико-философский комментарий к жизни и творчеству писателя. Это бесценная летопись трагической эпохи, поражающая своим историческим богатством, художественной достоверностью и глубиной проникновения в суть происходящего. Пришвин предстаёт не только как художник и публицист, но и как самобытный мыслитель. Он разработал универсальную этическую философию, основанную на христианском учении и перекликающуюся с идеями В. Вернадского, А. Ухтомского, М. Бахтина, А. Лосева.
На протяжении почти полувека, с 1905 по 1954 год, Михаил Пришвин ежедневно вёл дневники, которые он считал главным делом своей жизни. «Однажды Пришвин сказал мне, что все напечатанное им — сущие пустяки по сравнению с его дневником, с его ежедневными записями. Эти записи он главным образом и хотел сохранить для потомства», — вспоминал [[Паустовский Константин Георгиевич|Константин Паустовский]]. Уникальные по своему масштабу — как по хронологическому охвату, так и по объёму — эти почти ежедневные записи представляют собой нечто большее, чем лирико-философский комментарий к жизни и творчеству писателя. Это бесценная летопись трагической эпохи, поражающая своим историческим богатством, художественной достоверностью и глубиной проникновения в суть происходящего. Пришвин предстаёт не только как художник и публицист, но и как самобытный мыслитель. Он разработал универсальную этическую философию, основанную на христианском учении и перекликающуюся с идеями В. Вернадского, А. Ухтомского, М. Бахтина, А. Лосева.


Публикация всех сохранившихся дневников М. Пришвина, начавшаяся в 1991 году, кардинально изменила представление о писателе. Это открытие обнажило совершенно иного писателя: не просто натуралиста, чуждого политике, а беспристрастного летописца великой эпохи в истории России. Его записи демонстрируют непоколебимую веру в то, что жить и творить необходимо даже в самых безвыходных и трагических ситуациях, когда собственная судьба кажется безнадёжной.
Публикация всех сохранившихся дневников М. Пришвина, начавшаяся в 1991 году, кардинально изменила представление о писателе. Это открытие обнажило совершенно иного писателя: не просто натуралиста, чуждого политике, а беспристрастного летописца великой эпохи в истории России. Его записи демонстрируют непоколебимую веру в то, что жить и творить необходимо даже в самых безвыходных и трагических ситуациях, когда собственная судьба кажется безнадёжной.
Строка 446: Строка 475:


*Дом-музей М. М. Пришвина — мемориальный усадебный комплекс в деревне Дунино Московской области : сайт.
*Дом-музей М. М. Пришвина — мемориальный усадебный комплекс в деревне Дунино Московской области : сайт.
==См. также==
*[[Адамсон Джой]]
*[[Акимушкин Игорь Иванович]]
*[[Верзилин Николай Михайлович]]
*[[Дмитриев Юрий Дмитриевич]]
*[[Перовская Ольга Васильевна]]
*[[Скребицкий Георгий Алексеевич]]
*[[Снегирёв Геннадий Яковлевич]]
*[[Соколов-Микитов Иван Сергеевич]]
*[[Хэрриот Джеймс]]
*[[Чаплина Вера Васильевна]]
*[[Чарушин Евгений Иванович]]
*[[Шим Эдуард Юрьевич]]
[[Category:Писатели]]