44 849
правок
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 15 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 5: | Строка 5: | ||
|Имя при рождении = Эвард Джефри Ирвинг Ардиззон | |Имя при рождении = Эвард Джефри Ирвинг Ардиззон | ||
|Псевдоним(ы) = | |Псевдоним(ы) = | ||
|Дата рождения = 16. | |Дата рождения = 16.10.1900 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата рождения =06.11.1978 --> | ||
|Место рождения = г., Хайфон, Французский Индокитай | |Место рождения = г., Хайфон, Французский Индокитай | ||
|Дата смерти = 8.11.1979 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 --> | |Дата смерти = 8.11.1979 <!-- впишите дату в формате DD.MM.YYYY например - |Дата смерти =06.11.1978 --> | ||
|Место смерти = | |Место смерти = Родмершам Грин, Великобритания | ||
|Период творчества = | |Период творчества = | ||
|Гражданство = Великобритания | |Гражданство = Великобритания | ||
Строка 25: | Строка 25: | ||
==Эдвард Ардиззон / Биография== | ==Эдвард Ардиззон / Биография== | ||
Эдвард Ардиззон родился | Эдвард Ардиззон родился 16 октября 1900 года в городе Хайфон (Французский Индокитай, провинция Тонкин, нынешний Вьетнам). Огюст Ардиззон, отец Эдварда, родившийся в Алжире итальянец, был гражданином Франции, работал в гражданских и коммерческих структурах во французских колониях. Мать Маргарет Ирвинг была дочерью британского высокопоставленного чиновника колонии Стрейтс-Сетлментс (нынешний Сингапур — центр этого колониального владения британской короны). Эдвард был старшим из пятерых детей четы Ардиззон. | ||
В 1905 году мать привезла троих старших детей, в том числе Эдварда, в Суффолк, к бабушке, чтобы дети могли пойти учиться в английскую школу, а отец — продолжать карьеру в колониях. Долгое морское путешествие произвело на мальчика сильнейшее впечатление, память о нем осталась с Ардиззоном навсегда. | В 1905 году мать привезла троих старших детей, в том числе Эдварда, в Суффолк, к бабушке, чтобы дети могли пойти учиться в английскую школу, а отец — продолжать карьеру в колониях. Долгое морское путешествие произвело на мальчика сильнейшее впечатление, память о нем осталась с Ардиззоном навсегда. | ||
Строка 56: | Строка 56: | ||
Люси стала героиней книги «Tim and Lucy go to Sea» (1938), третьей авторской книги Ардиззона и второй — о Тиме. | Люси стала героиней книги «Tim and Lucy go to Sea» (1938), третьей авторской книги Ардиззона и второй — о Тиме. | ||
Книги о морских приключениях маленького юнги Тима были не единственными, но самыми удачными и популярными у читателей произведениями Эдварда Ардиззона. Всего об этом герое Ардиззон написал одиннадцать книг и сам их проиллюстрировал. А книге «Тим остался один» («Tim all alone», 1956) была присуждена самая первая медаль Кейт Гринуэй (Kate Greenaway Medal), учреждённая в 1955 году, чтобы ежегодно отмечать лучшего британского художника детской книги. Завершили серию о Тиме книги «Tim's last voyage» (1972) и «Ship's cook Ginger» (1977). | Книги о морских приключениях маленького юнги Тима были не единственными, но самыми удачными и популярными у читателей произведениями Эдварда Ардиззона. Всего об этом герое Ардиззон написал одиннадцать книг и сам их проиллюстрировал. А книге «Тим остался один» («Tim all alone», 1956) была присуждена самая первая [[Медаль Кейт Гринуэй|медаль Кейт Гринуэй]] (Kate Greenaway Medal), учреждённая в 1955 году, чтобы ежегодно отмечать лучшего британского художника детской книги. Завершили серию о Тиме книги «Tim's last voyage» (1972) и «Ship's cook Ginger» (1977). | ||
Одновременно с созданием своих книг Эдвард Ардиззон продолжал иллюстрировать книги других авторов, включая произведения мировой классики. | Одновременно с созданием своих книг Эдвард Ардиззон продолжал иллюстрировать книги других авторов, включая произведения мировой классики. | ||
Строка 66: | Строка 66: | ||
В 1952 году Эдвард Ардиззон создал большой алтарный образ для церкви Богоматери на горе Кармель в старинном британском приморском городке Фавершем. В этом же году Ардиззон принял участие в программе ЮНЕСКО по сохранению и развитию культурного наследия Индии: он уехал в эту бывшую британскую колонию, где, в частности, помогал обучать индийских преподавателей художественных школ технике шелкографии. Об этом коротком, но интересном периоде своей жизни он написал книгу: Е. Ardizzone. «Indian Diary. 1952–53» (1984). Когда Эдвард Ардиззон вернулся из Индии, его пригласили выполнить акварельные рисунки на церемонии коронации Елизаветы II. | В 1952 году Эдвард Ардиззон создал большой алтарный образ для церкви Богоматери на горе Кармель в старинном британском приморском городке Фавершем. В этом же году Ардиззон принял участие в программе ЮНЕСКО по сохранению и развитию культурного наследия Индии: он уехал в эту бывшую британскую колонию, где, в частности, помогал обучать индийских преподавателей художественных школ технике шелкографии. Об этом коротком, но интересном периоде своей жизни он написал книгу: Е. Ardizzone. «Indian Diary. 1952–53» (1984). Когда Эдвард Ардиззон вернулся из Индии, его пригласили выполнить акварельные рисунки на церемонии коронации Елизаветы II. | ||
Большой удачей Ардиззон считал совместную работу с Элинор Фарджон, обладательницей первой Золотой медали им. Х. К. Андерсена. Ардиззон проиллюстрировал её книгу «The little bookroom», вышедшую в 1955 году. В дальнейшем Ардиззон выполнил рисунки для нескольких книг знаменитой британской писательницы: Е. Farjeon «Jim at the corner» (1958), Е. Farjeon «Italian peepshow» (1960), Е. Farjeon «Mrs Malone» (1962), Е. Farjeon «Kaleidoscope» (1963), Е. Farjeon «The old nurse's stocking-basket» (1965). | Большой удачей Ардиззон считал совместную работу с [[Фарджон Элинор|Элинор Фарджон]], обладательницей первой [[Премия имени Ханса Кристиана Андерсена|Золотой медали им. Х. К. Андерсена]]. Ардиззон проиллюстрировал её книгу «The little bookroom», вышедшую в 1955 году. В дальнейшем Ардиззон выполнил рисунки для нескольких книг знаменитой британской писательницы: Е. Farjeon «Jim at the corner» (1958), Е. Farjeon «Italian peepshow» (1960), Е. Farjeon «Mrs Malone» (1962), Е. Farjeon «Kaleidoscope» (1963), Е. Farjeon «The old nurse's stocking-basket» (1965). | ||
В 1959 году Эдвард Ардиззон вновь номинировался на медаль Кейт Гринуэй за иллюстрации к книге: J. Reeves «Titus in trouble». На сей раз он оказался вторым, а победил Уильям Стоббс (William Stobbs) с иллюстрациями к книгам: A. Chekhov «Kashtanka» и R. Manning-Sanders «A Bundle of Ballads». | В 1959 году Эдвард Ардиззон вновь номинировался на медаль Кейт Гринуэй за иллюстрации к книге: J. Reeves «Titus in trouble». На сей раз он оказался вторым, а победил Уильям Стоббс (William Stobbs) с иллюстрациями к книгам: A. Chekhov «Kashtanka» и R. Manning-Sanders «A Bundle of Ballads». | ||
Строка 73: | Строка 74: | ||
Файл:Ardizzon-EHdvard (5).jpg|Капитан Генри Карр рисует портрет Эдварда Ардиззона. Италия, 1944 | Файл:Ardizzon-EHdvard (5).jpg|Капитан Генри Карр рисует портрет Эдварда Ардиззона. Италия, 1944 | ||
Файл:Ardizzon-EHdvard (6).jpg|Портрет Эдварда Ардиззона. Художник Генри Карр. Италия, 1944 | Файл:Ardizzon-EHdvard (6).jpg|Портрет Эдварда Ардиззона. Художник Генри Карр. Италия, 1944 | ||
Файл:Ardizzon-EHdvard (7).jpg|Эдвард Ардиззон | Файл:Ardizzon-EHdvard (8).jpg|Эдвард Ардиззон / Военные рисунки, 1942 | ||
Файл:Ardizzon-EHdvard (7).jpg|Эдвард Ардиззон / Военные рисунки, 1945 | |||
</gallery></center> | </gallery></center> | ||
Строка 79: | Строка 81: | ||
Среди других работ Эдварда Ардиззона художественная критика выделяет иллюстрации к книгам: E. Graham «J. M. Barrie's Peter Pan: the story of the play» (1962), С. King «Stig of the dump» (1963), N. Langley «The Land of Green Ginger» (1966). | Среди других работ Эдварда Ардиззона художественная критика выделяет иллюстрации к книгам: E. Graham «J. M. Barrie's Peter Pan: the story of the play» (1962), С. King «Stig of the dump» (1963), N. Langley «The Land of Green Ginger» (1966). | ||
Морис Сендак, автор знаменитой книги «Там, где живут чудовища» («The loved Where the Wild Things Are», 1963), в 1967 году писал, что рисунки Ардиззона — это «очаровательный пример различных и уникальных способностей <…> художника, который, возможно, является высшим современным примером подлинного иллюстратора. Он творит лёгкую магию, <…> и эти акварели. <…> — которые выглядят небрежными для тупоголовых, — одни из <…> лучших». Другие критики отмечали растущее влияние Ардиззона на молодых британских художников-иллюстраторов и тот факт, что его работы меняют существующую концепцию иллюстрирования детской книги. | [[Сендак Морис|Морис Сендак]], автор знаменитой книги «Там, где живут чудовища» («The loved Where the Wild Things Are», 1963), в 1967 году писал, что рисунки Ардиззона — это «очаровательный пример различных и уникальных способностей <…> художника, который, возможно, является высшим современным примером подлинного иллюстратора. Он творит лёгкую магию, <…> и эти акварели. <…> — которые выглядят небрежными для тупоголовых, — одни из <…> лучших». Другие критики отмечали растущее влияние Ардиззона на молодых британских художников-иллюстраторов и тот факт, что его работы меняют существующую концепцию иллюстрирования детской книги. | ||
Знаком признания профессионализма Ардиззона-художника стало его избрание в 1970 году действительным членом Королевской академии художеств. В 1971 году за вклад в развитие британского искусства Ардиззон стал командором ордена Британской империи (CBE RA). В 1974 году Ардиззона избрали Королевским дизайнером в промышленности (Royal Designer in Industry). | Знаком признания профессионализма Ардиззона-художника стало его избрание в 1970 году действительным членом Королевской академии художеств. В 1971 году за вклад в развитие британского искусства Ардиззон стал командором ордена Британской империи (CBE RA). В 1974 году Ардиззона избрали Королевским дизайнером в промышленности (Royal Designer in Industry). | ||
Строка 93: | Строка 95: | ||
В 2007 году на стене дома, где жил Эдвард Ардиззон (Элджин-авеню, 130, Мейда-Вейл, Лондон), была установлена Голубая табличка (Blue plaque), мемориальная доска, размещаемая в Великобритании в общественном месте, чтобы отметить связь данного места, объекта или здания с известным человеком. | В 2007 году на стене дома, где жил Эдвард Ардиззон (Элджин-авеню, 130, Мейда-Вейл, Лондон), была установлена Голубая табличка (Blue plaque), мемориальная доска, размещаемая в Великобритании в общественном месте, чтобы отметить связь данного места, объекта или здания с известным человеком. | ||
В России первая книга с иллюстрациями Эдварда Ардиззона (К.Брэнд «Няня Матильда») вышла в 2012 году, но, как и во всём мире, в нашей стране больше всего любят книги о приключениях маленького юнги Тима. В 2013 году издательство «Мелик-Пашаев» впервые на русском языке выпустило пять книг, составивших небольшую серию «Морские приключения Тима». | В России первая книга с иллюстрациями Эдварда Ардиззона (К. Брэнд «Няня Матильда») вышла в 2012 году, но, как и во всём мире, в нашей стране больше всего любят книги о приключениях маленького юнги Тима. В 2013 году [[Мелик-Пашаев|издательство «Мелик-Пашаев»]] впервые на русском языке выпустило пять книг, составивших небольшую серию «Морские приключения Тима». | ||
==Эдвард Ардиззон / Книги== | ==Эдвард Ардиззон / Книги== | ||
Строка 159: | Строка 161: | ||
==Эдвард Ардиззон / Книги с иллюстрациями== | ==Эдвард Ардиззон / Книги с иллюстрациями== | ||
*Брэнд, К. Няня Матильда : [повести] / Кристианна Брэнд ; [пер. с англ. М. Батищевой] ; рис. Э. Ардиззона. — Москва : Астрель, 2012. — 448 с. : ил. — [Хранится в РГБ]. | *Брэнд, К. Няня Матильда : [повести] / Кристианна Брэнд ; [пер. с англ. М. Батищевой] ; рис. Э. Ардиззона. — Москва : Астрель, 2012. — 448 с. : ил. — [Хранится в [[Российская государственная библиотека|РГБ]]]. | ||
*Брэнд, К. Моя ужасная няня / Кристианна Брэнд ; пер. с англ. Анны Олефир ; ил. Эдварда Ардиззона. — Санкт-Петербург : Азбука, 2020. — 383 с. : ил. | *Брэнд, К. Моя ужасная няня / Кристианна Брэнд ; пер. с англ. Анны Олефир ; ил. Эдварда Ардиззона. — Санкт-Петербург : Азбука, 2020. — 383 с. : ил. | ||
Строка 297: | Строка 299: | ||
*White, G. Edward Ardizzone : artist and illustrator / Gabriel White. — London : Bodley Head, 1979. — 192 p., [8] p. of plates : ill. (some col.), facsims., ports. — [Хранится в Британской библиотеке]. | *White, G. Edward Ardizzone : artist and illustrator / Gabriel White. — London : Bodley Head, 1979. — 192 p., [8] p. of plates : ill. (some col.), facsims., ports. — [Хранится в Британской библиотеке]. | ||
* | *Мяэотс, О. Edward Ardizzone / Эдвард Ардиззони.[[Мяэотс Ольга Николаевна|Ольга Мяэотс]]. — Текст : электронный // Центр детской книги Библиотеки иностранной литературы : сайт. | ||
* | *EDWARD ARDIZZONE R. A. Artist and Illustrator : сайт : [на английском языке]. | ||
* | *HOW WAR ARTIST EDWARD ARDIZZONE SHOWED THE HUMAN SIDE OF WAR. — Текст : электронный // IMPERIAL WAR MUSEUMS : сайт : [на английском языке]. | ||
==Награды, премии== | ==Награды, премии== | ||
Строка 313: | Строка 315: | ||
*2007 — Голубая табличка (Blue plaque) на доме, в котором несколько лет жил Э. Ардиззон (Элгин-авеню, 130, Майда-Вейл, Лондон). | *2007 — Голубая табличка (Blue plaque) на доме, в котором несколько лет жил Э. Ардиззон (Элгин-авеню, 130, Майда-Вейл, Лондон). | ||
==См. также== | |||
*[[Сендак Морис]] | |||
*[[Лионни Лео]] | |||
*[[Уайлдсмит Брайан Лоуренс]] | |||
*[[Уоткинс-Питчфорд Денис Джеймс (BB)]] | |||
[[Category:Писатели]] | [[Category:Писатели]] | ||
[[Category:Иллюстраторы]] | [[Category:Иллюстраторы]] |