Толстой Алексей Николаевич: различия между версиями

Нет описания правки
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 71: Строка 71:
Публикация повести-сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» состоялась в 1935 году. В предисловии к ней автор ссылается на давнюю утрату итальянской сказки и утверждает, что пересказал её по-своему, что дало ему свободу для творческого самовыражения и наполнения произведения актуальным подтекстом. Однако этот «тактический ход» несколько расходится с фактами: ещё в 1923 году Толстой, в сотрудничестве с Н. Петровской, выпустил книгу «Приключения Пиноккио». Таким образом, «Золотой ключик, или Приключения Буратино», созданный в 1930-х годах, является уже совершенно самостоятельным произведением, а не просто вольным пересказом, и был впоследствии адаптирован автором в одноимённую пьесу. Присутствие итальянских имён у героев и использование традиций комедии масок в «Золотом ключике» свидетельствуют о сохранении А. Н. Толстым связи с первоисточником. Алексей Николаевич Толстой не просто адаптировал сказку Карло Коллоди, но и сумел привнести в неё совершенно новый, захватывающий сюжет, полный приключений. Он создал яркий, озорной образ мальчика, который благодаря своей живости и непосредственности стал поистине народным любимцем. Придав произведению национальный колорит, Толстой обогатил русскую детскую литературу, подарив юным читателям нового героя — неугомонного проказника, бесстрашно сражающегося за правду и справедливость.
Публикация повести-сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» состоялась в 1935 году. В предисловии к ней автор ссылается на давнюю утрату итальянской сказки и утверждает, что пересказал её по-своему, что дало ему свободу для творческого самовыражения и наполнения произведения актуальным подтекстом. Однако этот «тактический ход» несколько расходится с фактами: ещё в 1923 году Толстой, в сотрудничестве с Н. Петровской, выпустил книгу «Приключения Пиноккио». Таким образом, «Золотой ключик, или Приключения Буратино», созданный в 1930-х годах, является уже совершенно самостоятельным произведением, а не просто вольным пересказом, и был впоследствии адаптирован автором в одноимённую пьесу. Присутствие итальянских имён у героев и использование традиций комедии масок в «Золотом ключике» свидетельствуют о сохранении А. Н. Толстым связи с первоисточником. Алексей Николаевич Толстой не просто адаптировал сказку Карло Коллоди, но и сумел привнести в неё совершенно новый, захватывающий сюжет, полный приключений. Он создал яркий, озорной образ мальчика, который благодаря своей живости и непосредственности стал поистине народным любимцем. Придав произведению национальный колорит, Толстой обогатил русскую детскую литературу, подарив юным читателям нового героя — неугомонного проказника, бесстрашно сражающегося за правду и справедливость.


Начиная с ноября 1935 года, сказка публиковалась частями в газете «Пионерская правда». В 1936 году последовало отдельное книжное издание от «Детгиза», украшенное чёрно-белыми штриховыми иллюстрациями Бронислава Малаховского. Эти работы были высоко оценены А. Н. Толстым, близким другом художника. Б. Малаховский использовал минималистичную штриховую технику, создавая лаконичный образ героя. Однако, при подготовке к переизданию, редакция приняла решение о привлечении А. М. Каневского для создания нового комплекта иллюстраций. Аминадав Каневский, в свою очередь, сделал Буратино более мягким и округлым, но, как и Малаховский, не стремился подчеркнуть его детскую непосредственность и очарование. Впоследствии сказку проиллюстрировал в 1953 году Л. В. Владимирский. Существенное отличие Буратино в интерпретации Л. Владимирского заключается в стилистике. Созданный им образ главного героя получился ярким и живым, словно озорной малыш с круглыми щёчками. Именно таким, неповторимым и навсегда запомнившимся нескольким поколениям юных читателей, предстал перед ними Буратино в своём полосатом колпачке и алой курточке.
Начиная с ноября 1935 года, сказка публиковалась частями в газете «Пионерская правда». В 1936 году последовало отдельное книжное издание от [[Детская литература (издательство)|«Детгиза»]], украшенное чёрно-белыми штриховыми иллюстрациями Бронислава Малаховского. Эти работы были высоко оценены А. Н. Толстым, близким другом художника. Б. Малаховский использовал минималистичную штриховую технику, создавая лаконичный образ героя. Однако, при подготовке к переизданию, редакция приняла решение о привлечении [[Каневский Аминадав Моисеевич|А. М. Каневского]] для создания нового комплекта иллюстраций. Аминадав Каневский, в свою очередь, сделал Буратино более мягким и округлым, но, как и Малаховский, не стремился подчеркнуть его детскую непосредственность и очарование. Впоследствии сказку проиллюстрировал в 1953 году [[Владимирский Леонид Викторович|Л. В. Владимирский]]. Существенное отличие Буратино в интерпретации Л. Владимирского заключается в стилистике. Созданный им образ главного героя получился ярким и живым, словно озорной малыш с круглыми щёчками. Именно таким, неповторимым и навсегда запомнившимся нескольким поколениям юных читателей, предстал перед ними Буратино в своём полосатом колпачке и алой курточке.


События 1936 года — смерть М. Горького и выступление В. Молотова на VIII Чрезвычайном съезде Советов — привели к тому, что А. Н. Толстой был официально признан «первым номером» среди советских писателей.
События 1936 года — смерть М. Горького и выступление В. Молотова на VIII Чрезвычайном съезде Советов — привели к тому, что А. Н. Толстой был официально признан «первым номером» среди советских писателей.
Строка 87: Строка 87:




Начало творческой деятельности А. Н. Толстого по обработке русских народных сказок совпало с его избранием 12 декабря 1937 года депутатом Верховного Совета СССР. Депутатская миссия Толстого заключалась также и в работе над подготовкой Свода русского фольклора. Интерес к фольклору и к сказкам у писателя был всегда, первые сборники — «Русалочьи сказки», «Сорочьи сказки», а также его авторские сказки, — были опубликованы ещё до революции. В марте 1938 года Толстому было предложено возглавить издание адаптированных для широкого круга читателей русских народных сказок. Первоначально планировалось издать 20-томное собрание сказок, затем были выдвинуты проекты издания 30-томного корпуса русского фольклора и проведения в 1939 году Всесоюзной фольклорной выставки. Вместе с учёными были предприняты совместные попытки разработать план для издания каждого тома. За основу были взяты списки сказок А. Н. Афанасьева и других литературоведов. Толстой не всегда соглашался с предложенными списками и разрабатывал собственные, учитывая свой опыт по изучению фольклора. Большое число сказок он не успел обработать, но в его архиве сохранились выполненные научными консультантами подготовительные материалы ко многим из них. Ряд сказок не был опубликован при жизни писателя, но сохранился в архиве и был опубликован посмертно.
Начало творческой деятельности А. Н. Толстого по обработке русских народных сказок совпало с его избранием 12 декабря 1937 года депутатом Верховного Совета СССР. Депутатская миссия Толстого заключалась также и в работе над подготовкой Свода русского фольклора. Интерес к фольклору и к сказкам у писателя был всегда, первые сборники — «Русалочьи сказки», «Сорочьи сказки», а также его авторские сказки, — были опубликованы ещё до революции. В марте 1938 года Толстому было предложено возглавить издание адаптированных для широкого круга читателей русских народных сказок. Первоначально планировалось издать 20-томное собрание сказок, затем были выдвинуты проекты издания 30-томного корпуса русского фольклора и проведения в 1939 году Всесоюзной фольклорной выставки. Вместе с учёными были предприняты совместные попытки разработать план для издания каждого тома. За основу были взяты списки сказок [[Афанасьев Александр Николаевич|А. Н. Афанасьева]] и других литературоведов. Толстой не всегда соглашался с предложенными списками и разрабатывал собственные, учитывая свой опыт по изучению фольклора. Большое число сказок он не успел обработать, но в его архиве сохранились выполненные научными консультантами подготовительные материалы ко многим из них. Ряд сказок не был опубликован при жизни писателя, но сохранился в архиве и был опубликован посмертно.


В начале Великой Отечественной войны, 27 июня 1941 года, газета «Правда» опубликовала статью Алексея Николаевича Толстого «Что мы защищаем», ставшую его первым вкладом в военную публицистику. В течение следующих трёх лет Толстой написал более восьмидесяти статей и очерков. Они распространялись в газетах и других печатных формах, включая листовки, поддерживая боевой дух народа. Одним из самых известных рассказов писателя военного периода стал «Русский характер», напечатанный впервые в газете «Красная звезда» 7 мая 1944 года. В том же году рассказ вышел отдельной книгой, а позже издавался вместе с более ранними военными рассказами из сборника «Рассказы Ивана Сударева» (1942). История Егора Дрёмова, чьё лицо было изувечено на фронте, стала для читателей олицетворением доблести и мужества. В рассказе также затронуты темы материнской самоотверженности и верности русской женщины.
В начале Великой Отечественной войны, 27 июня 1941 года, газета «Правда» опубликовала статью Алексея Николаевича Толстого «Что мы защищаем», ставшую его первым вкладом в военную публицистику. В течение следующих трёх лет Толстой написал более восьмидесяти статей и очерков. Они распространялись в газетах и других печатных формах, включая листовки, поддерживая боевой дух народа. Одним из самых известных рассказов писателя военного периода стал «Русский характер», напечатанный впервые в газете «Красная звезда» 7 мая 1944 года. В том же году рассказ вышел отдельной книгой, а позже издавался вместе с более ранними военными рассказами из сборника «Рассказы Ивана Сударева» (1942). История Егора Дрёмова, чьё лицо было изувечено на фронте, стала для читателей олицетворением доблести и мужества. В рассказе также затронуты темы материнской самоотверженности и верности русской женщины.
Строка 192: Строка 192:
==Алексей Толстой / Сказки в обработке==
==Алексей Толстой / Сказки в обработке==


*Русские сказки / в обработке А. Толстого / рис. К. Кузнецова ; [рис. гравированы на дереве М. Маториным и А. Павловым]. — Москва : Детиздат, 1944. — 80 c. : ил. — (Первая библиотека школьника). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
*Русские сказки / в обработке А. Толстого / рис. К. Кузнецова ; [рис. гравированы на дереве М. Маториным и А. Павловым]. — Москва : Детиздат, 1944. — 80 c. : ил. — (Первая библиотека школьника). — [Хранится в редком фонде [[Российская государственная детская библиотека|РГДБ]]].
*Иван царевич и Серый волк : русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого / рис. К. Кузнецова. — Mосква : Детгиз ; Ленинград, 1946. — 16 с. : ил. — (Первая библиотечка школьника). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
*Иван царевич и Серый волк : русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого / рис. К. Кузнецова. — Mосква : Детгиз ; Ленинград, 1946. — 16 с. : ил. — (Первая библиотечка школьника). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
*Иван — коровий сын : русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого / рис. К. Кузнецова. — Mосква : Детгиз ; Ленинград, 1946. — 15 с. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
*Иван — коровий сын : русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого / рис. К. Кузнецова. — Mосква : Детгиз ; Ленинград, 1946. — 15 с. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
Строка 308: Строка 308:
*Милый друг давно забытых лет... Художественный фильм по мотивам рассказа А. Н. Толстого «Любовь». Режиссер Самсон Самсонов, сценарий: Самсон Самсонов, Алексей Толстой. Россия,1996.
*Милый друг давно забытых лет... Художественный фильм по мотивам рассказа А. Н. Толстого «Любовь». Режиссер Самсон Самсонов, сценарий: Самсон Самсонов, Алексей Толстой. Россия,1996.
*Хождение по мукам. Художественный фильм по одноименному роману А. Н. Толстого. Режиссер Константин Худяков, сценарий: Елена Райская, Алексей Толстой. Россия, 2017.
*Хождение по мукам. Художественный фильм по одноименному роману А. Н. Толстого. Режиссер Константин Худяков, сценарий: Елена Райская, Алексей Толстой. Россия, 2017.
==См. также==
*[[Авенариус Василий Петрович]]
*[[Барышникова Анна Куприяновна]]
*[[Булатов Михаил Александрович]]
*[[Вагнер Николай Петрович]]
*[[Вельтман Александр Фомич]]
*[[Жуковский Василий Андреевич]]
*[[Кольцов Алексей Васильевич]]
*[[Королькова Анна Николаевна]]
*[[Одоевский Владимир Федорович]]
*[[Писахов Степан Григорьевич]]
*[[Погорельский Антоний]]
*[[Пропп Владимир Яковлевич]]
*[[Толстой Лев Николаевич]]
*[[Шергин Борис Викторович]]
[[Category:Переводчики]]
[[Категория:Писатели]]

Текущая версия от 23:27, 12 ноября 2025


Алексей Николаевич Толстой — русский советский писатель, драматург, переводчик.

Алексей Толстой
Алексей Толстой
Алексей Толстой
Дата рождения 10 января 1883 года [по ст. ст. 29 декабря 1882 года]
Место рождения Николаевск, Самарская губерния
Дата смерти 23.02.1945
Место смерти Москва
Гражданство Российская империя, СССР
Род деятельности писатель


Алексей Толстой / Биография

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года в Николаевске Самарской губернии в дворянской семье. Его мать, Александра Тургенева, происходила из семьи потомственных военных и была внучатой племянницей декабриста Николая Тургенева. Она увлекалась литературой, создавая произведения для детей и взрослых, которые публиковались в различных изданиях. Отец писателя, граф Николай Толстой, занимал видное положение в самарском дворянстве и был родственником известных исторических деятелей.

Александра Леонтьевна ещё до рождения сына Алексея переехала к небогатому помещику А. А. Бострому. Причиной расставания с мужем стал его сложный характер. Старшие дети остались с отцом.

Детские годы Алексея прошли на хуторе Сосновка под Самарой в имении отчима. Начальное образование он получил дома, под руководством частного учителя.

Несомненным лидером в семье была мать писателя, оказавшая огромное влияние на его становление. Интерес к писательству пробудился в сыне благодаря её примеру, ведь она разглядела в нём талант к сочинительству. Алексей с пятнадцати лет пробовал писать стихи. Александра Леонтьевна мечтала видеть его писателем, была его первым литературным критиком. Алексей всегда прислушивался к мнению матери и дорожил им.

Воспоминания о детстве легли в основу одной из самых известных книг А. Н. Толстого — «Детство Никиты».

В период с 1897 по 1898 год Алексей учился в Сызранском реальном училище. Затем его семья обосновалась в Самаре, где он продолжил обучение. Все учебные дисциплины давались ему с одинаковой лёгкостью, за исключением иностранных языков, которые вызывали определённые трудности.

До 17 лет Алексей носил фамилию Бостром. Мать долго пыталась добиться признания законного отцовства. Однако лишь после смерти Николая Толстого в 1901 году он был признан графом, получил фамилию и титул.

В 1901 году, получив документ об образовании, Толстой переехал в Санкт-Петербург и был принят в Технологический институт на механический факультет.

В Петербурге Алексей Толстой быстро завоевал признание в литературных кругах. Время Серебряного века стало для него периодом творческих поисков: он пробует себя в поэзии, результатом чего стали сборники «Лирика» (1907) и «За синими реками» (1911). Увлечение фольклором дало богатейший материал для «Сорочьих сказок» (1910). Параллельно Толстой работал над прозой: опубликовал цикл «Заволжье», а также написал роман «Хромой барин» (1912), который удостоился похвалы от М. Волошина, М. Горького и И. Бунина.

Революция не нашла отклика в душе Алексея Толстого. Он поспешил покинуть вместе с семьёй Россию. В июле 1918 года он оказался в Одессе, где написал повесть «Граф Калиостро» и пьесу «Любовь — книга золотая».

Из Одессы Толстые переехали сначала в Константинополь, затем в Париж. Позже, в 1921 году, они перебрались в Берлин. Однако эмигрантская жизнь принесла ему лишь разочарование. Он признавался, что это было самое тяжёлое время, когда он чувствовал себя чужим, оторванным от родины, никому не нужным и потерявшим смысл существования. Трудное материальное положение семьи в эмиграции в Париже вынудило Алексея Толстого принять заказ от детского журнала «Зелёная палочка» на «роман с продолжением». Изначально задуманный как небольшой рассказ, текст неожиданно разросся в полноценную повесть «Детство Никиты». Этот процесс, по словам самого писателя, стал для него «окном в далёкое прошлое», где ожили очарование, нежная грусть и острое восприятие природы, свойственные детству. Отрывки из повести были впервые напечатаны в октябре 1920 года в журнале «Зелёная палочка». Затем повесть публиковалась в пяти номерах журнала (№№ 2–6, 1921). Отдельное издание повести «Детство Никиты» вышло в Берлине в 1922 году.

Автобиографическая повесть, изначально названная «Повестью о многих превосходных вещах», — одно из самых нежных и светлых воспоминаний о детстве, запечатлённых в литературе. А. Н. Толстой рисует мир глазами девятилетнего Никиты, живущего в гармонии с природой, друзьями и любимыми животными. Это история о первых чувствах, учёбе и безграничной любви к родному краю.

Критики высоко оценили это произведение, назвав его одним из самых совершенных творений Толстого. Книга, пронизанная воспоминаниями, была посвящена сыну писателя, главный герой носит его имя.

Русское литературное зарубежье возлагало на А. Н. Толстого большие надежды, и он оправдал их, постепенно становясь одной из центральных фигур эмигрантской литературы. Его новаторский роман «Хождение по мукам» (1919–1921), посвящённый русской революции, вызвал широкий резонанс. Толстой также сыграл важную роль в становлении эмигрантского журнала «Грядущая Россия», а знаменитые «Современные записки» начали свою публикацию именно с его произведения. Он основал собственную газету, вокруг него собралось множество талантливых литераторов, и его имя стало широко известно в эмигрантских кругах. Однако эта растущая слава была омрачена грандиозным скандалом, который разразился в 1922 году.

За сотрудничество с газетой «Накануне» Толстого исключили из эмигрантского Союза писателей. В открытом письме к революционеру Николаю Чайковскому он высказался в поддержку большевиков, призывая к активным действиям, чтобы русская революция обогатила русскую жизнь и позволила «извлечь из неё всё доброе и справедливое». Это заявление стало апогеем затяжного конфликта и недопонимания между Толстым и представителями русской эмиграции. За год до этого А. Н. Толстой установил тесные контакты с Максимом Горьким, что тоже стало причиной разрыва его связей с эмигрантскими кругами. Оказавшись в такой ситуации и испытывая определённые страхи, в 1923 году А. Н. Толстой принял решение вернуться в СССР.

По прибытии на родину Алексей Толстой был встречен с исключительным радушием. Советская власть высоко ценила его многогранный и сильный талант, поэтому писатель незамедлительно приступил к работе. Он написал одну из лучших своих повестей — «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1923), завершил начатую в Берлине «Аэлиту» (1923), создал фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина» (1925–1927), а также приступил к работе над вторым томом «Хождения по мукам» — романом «Восемнадцатый год» (1927).

А. Н. Толстой написал повесть «Гадюка», работа над ней была завершена 15 июля 1928 года. Впервые она была напечатана в журнале «Красная новь» (1928) с подзаголовком «Повесть об одной девушке». Прообразом главной героини послужила поэтесса Татьяна Сикорская, с которой Толстой был знаком.

В «Гадюке» прослеживается история «трёх жизней» Ольги Зотовой, дочери купца-старообрядца. Пережившая трансформацию в годы Гражданской войны, она становится отважным кавалеристом, сражающимся против белых. Однако после войны Ольга не находит себе места в мирной жизни. Для разрешения конфликта с соперницей она прибегает к жестоким методам.

В 1930-е годы повесть «Гадюка» вызвала широкий отклик в советском обществе. Её активно обсуждали на читательских конференциях, которые были распространены и поддерживались властями. Более того, в ряде мест организовывались публичные «суды» над героиней повести, в которых могли участвовать даже представители судебной системы.

Издательство «Художественная литература» выпустило изменённую версию повести в серии «Библиотека начинающего читателя» в виде отдельной книги в 1934 году. Позже повесть печатали в различных сборниках произведений А. Н. Толстого, а в 1965 году экранизировали.

В театрах ставили его пьесы: «Заговор императрицы», «Гадюка» (постановка по мотивам одноимённой повести) и др.

В 1929 году А. Н. Толстой начал писать первую книгу романа «Пётр Первый», а вскоре издал роман «Чёрное золото» (1931). Автор неоднократно редактировал свой роман «Пётр Первый», подстраивая его под меняющиеся идеологические установки партии. За эту работу Толстой был удостоен одной из трёх Сталинских премий. Роман писался на протяжении семнадцати лет и так и не был окончен. В 1937 году на экраны вышел фильм «Пётр I», а в 1938 году за сценарий к нему А. Н. Толстой получил орден Ленина.

Писатель успешно сочетал творческую работу с активной общественной деятельностью. Его роль в литературной жизни страны неуклонно росла: в 1932 году он участвовал в организационном бюро по подготовке Первого съезда писателей, а в 1935 году занял место в президиуме Союза писателей СССР.

Публикация повести-сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» состоялась в 1935 году. В предисловии к ней автор ссылается на давнюю утрату итальянской сказки и утверждает, что пересказал её по-своему, что дало ему свободу для творческого самовыражения и наполнения произведения актуальным подтекстом. Однако этот «тактический ход» несколько расходится с фактами: ещё в 1923 году Толстой, в сотрудничестве с Н. Петровской, выпустил книгу «Приключения Пиноккио». Таким образом, «Золотой ключик, или Приключения Буратино», созданный в 1930-х годах, является уже совершенно самостоятельным произведением, а не просто вольным пересказом, и был впоследствии адаптирован автором в одноимённую пьесу. Присутствие итальянских имён у героев и использование традиций комедии масок в «Золотом ключике» свидетельствуют о сохранении А. Н. Толстым связи с первоисточником. Алексей Николаевич Толстой не просто адаптировал сказку Карло Коллоди, но и сумел привнести в неё совершенно новый, захватывающий сюжет, полный приключений. Он создал яркий, озорной образ мальчика, который благодаря своей живости и непосредственности стал поистине народным любимцем. Придав произведению национальный колорит, Толстой обогатил русскую детскую литературу, подарив юным читателям нового героя — неугомонного проказника, бесстрашно сражающегося за правду и справедливость.

Начиная с ноября 1935 года, сказка публиковалась частями в газете «Пионерская правда». В 1936 году последовало отдельное книжное издание от «Детгиза», украшенное чёрно-белыми штриховыми иллюстрациями Бронислава Малаховского. Эти работы были высоко оценены А. Н. Толстым, близким другом художника. Б. Малаховский использовал минималистичную штриховую технику, создавая лаконичный образ героя. Однако, при подготовке к переизданию, редакция приняла решение о привлечении А. М. Каневского для создания нового комплекта иллюстраций. Аминадав Каневский, в свою очередь, сделал Буратино более мягким и округлым, но, как и Малаховский, не стремился подчеркнуть его детскую непосредственность и очарование. Впоследствии сказку проиллюстрировал в 1953 году Л. В. Владимирский. Существенное отличие Буратино в интерпретации Л. Владимирского заключается в стилистике. Созданный им образ главного героя получился ярким и живым, словно озорной малыш с круглыми щёчками. Именно таким, неповторимым и навсегда запомнившимся нескольким поколениям юных читателей, предстал перед ними Буратино в своём полосатом колпачке и алой курточке.

События 1936 года — смерть М. Горького и выступление В. Молотова на VIII Чрезвычайном съезде Советов — привели к тому, что А. Н. Толстой был официально признан «первым номером» среди советских писателей.

По личному заказу К. Е. Ворошилова А. Н. Толстой написал новую повесть «Хлеб» (опубликована в 1937 году). Она, по замыслу автора, являлась связующим звеном между романами «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро». История посвящена важнейшему этапу в истории гражданской войны — обороне Царицына. Третья часть трилогии «Хождение по мукам», «Хмурое утро», была опубликована в 1941 году.



Начало творческой деятельности А. Н. Толстого по обработке русских народных сказок совпало с его избранием 12 декабря 1937 года депутатом Верховного Совета СССР. Депутатская миссия Толстого заключалась также и в работе над подготовкой Свода русского фольклора. Интерес к фольклору и к сказкам у писателя был всегда, первые сборники — «Русалочьи сказки», «Сорочьи сказки», а также его авторские сказки, — были опубликованы ещё до революции. В марте 1938 года Толстому было предложено возглавить издание адаптированных для широкого круга читателей русских народных сказок. Первоначально планировалось издать 20-томное собрание сказок, затем были выдвинуты проекты издания 30-томного корпуса русского фольклора и проведения в 1939 году Всесоюзной фольклорной выставки. Вместе с учёными были предприняты совместные попытки разработать план для издания каждого тома. За основу были взяты списки сказок А. Н. Афанасьева и других литературоведов. Толстой не всегда соглашался с предложенными списками и разрабатывал собственные, учитывая свой опыт по изучению фольклора. Большое число сказок он не успел обработать, но в его архиве сохранились выполненные научными консультантами подготовительные материалы ко многим из них. Ряд сказок не был опубликован при жизни писателя, но сохранился в архиве и был опубликован посмертно.

В начале Великой Отечественной войны, 27 июня 1941 года, газета «Правда» опубликовала статью Алексея Николаевича Толстого «Что мы защищаем», ставшую его первым вкладом в военную публицистику. В течение следующих трёх лет Толстой написал более восьмидесяти статей и очерков. Они распространялись в газетах и других печатных формах, включая листовки, поддерживая боевой дух народа. Одним из самых известных рассказов писателя военного периода стал «Русский характер», напечатанный впервые в газете «Красная звезда» 7 мая 1944 года. В том же году рассказ вышел отдельной книгой, а позже издавался вместе с более ранними военными рассказами из сборника «Рассказы Ивана Сударева» (1942). История Егора Дрёмова, чьё лицо было изувечено на фронте, стала для читателей олицетворением доблести и мужества. В рассказе также затронуты темы материнской самоотверженности и верности русской женщины. Работа над романом «Пётр Первый», начатая еще в 1929 году, продолжалась до самой смерти писателя. Алексей Толстой умер, не успев закончить третью книгу.

Роман «Пётр Первый» — не просто историческая хроника, а грандиозное полотно, воссоздающее эпоху великих перемен и личность человека, который эти перемены возглавил. Это произведение, которое заставляет читателя погрузиться в бурлящий котёл событий, почувствовать дыхание истории и понять, какой ценой давалось рождение новой России. Толстой не идеализирует своего героя, а показывает Петра Великого во всей его сложности: его гениальность и жестокость, его неуёмную энергию и порой безжалостность, его страсть к новому и нетерпимость к старому. Роман заставляет задуматься о том, какой ценой достигаются великие цели и как меняются люди в эпоху перемен.

А. Н. Толстой умер 23 февраля 1945 года в Барвихе. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Несомненные достижения Алексея Николаевича Толстого — миллионные тиражи, многочисленные экранизации и три Сталинские премии — говорят о его всеобщем признании. Однако, как и его герои, сам писатель пережил немало испытаний и переломных моментов в жизни. Несмотря на это, природный талант к слову оставался его верным спутником и в самые трудные, и в самые счастливые моменты жизни, что позволяет ему по праву считаться одним из самых выдающихся русских писателей XX века.

Алексей Толстой / Иллюстрации к произведениям






Алексей Толстой / Книги

  • Толстой, А. Н. Сорочьи сказки : посвящает Соне гр. Алексей Н. Толстой (Мирза Тургень). — Санкт-Петербург : Обществ. польза, 1910. — [4], 119 с. — [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Хромой барин : роман ; Овражки ; Маша : [рассказы] / Гр. Алексей Н. Толстой. — 3-е изд. — Москва : Кн-во писателей в Москве, 1917. — 220 с. — ([Сочинения] / Алексей Н. Толстой). — [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Желтухин : [рассказ] / А. Толстой. — [Москва] : Гос. изд-во, [1927]. — [15] с. : ил. в 2 краски — (Дешевая библиотека). — [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Древний путь : рассказы / А. Толстой. — [Москва] : артель писателей «Круг», 1927. — 182 с., [2] с. объявл. — [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Радиовредитель : [рассказы] / Алексей Толстой ; на обл. шарж Н. Радлова. — Ленинград : Красная газета, 1928. — 32 с. — (Веселая библиотека «Бегемота»). — [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Гадюка : Повесть об одной девушке / Алексей Толстой. — Москва : акц. изд. о-во «Огонек». — 48 с. — (Библиотека «Огонек» ; № 455). — [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Как ни в чем не бывало : [рассказ] / А. Толстой ; рис. А. Пахомова. — Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1929. — 48 с. : ил. — [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Мышка : сказки / Ал. Толстой. — [Москва] : Гос. изд-во, 1930. — 16 с. : крас. ил. — [Хранится в РНБ].
  • Толстой А. Н. Петр Первый : роман / Алексей Толстой. — Ленинград : Прибой, 1930. — 387 с. — [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Рассказ о капитане Гаттерасе, о Мите Стрельникове, о хулигане Ваське Табуреткине о злом коте Хаме / Алексей Толстой ; обл. и рис. Н. Петровой. — Москва ; Ленинград : Огиз — Мол. гвардия, 1931. — 20 с. : ил. — [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Петр Первый ; Восемнадцатый год : [романы] / Алексей Толстой. — Ленинград ; Москва : Ленгихл, 1932. — Папка, 546 с. — [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Черное золото : зарисовки девятнадцатого года : роман. — Москва ; Ленинград : Художественная литература, 1932. — 272 с. — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Толстой, А. Н. Детство Никиты / Алексей Толстой ; монотипии А. Суворова. — Москва : ACADEMIA, 1934. — 95 c. : ил. — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Толстой, А. Н. Хождение по мукам. [Книга] 1 : Сёстры / Алексей Толстой ; гравюры В. Козлинского. — Москва : Советская литература, 1934. — 295 с. : ил. — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Толстой, А. Н. Хождение по мукам. [Книга] 2 : Восемнадцатый год / Алексей Толстой ; гравюры В. Козлинского. — Москва : Советская литература, 1934. — 344 с. : ил. — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Толстой А. Н. Гиперболоид инженера Гарина : авторская обработка для детей старш. возраста / А. Толстой. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1936. — Переплет, 309 с. : ил. — (Библиотека романов и повестей). — [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Детство Никиты / Алексей Толстой ; автолитографии К. Рудакова. — Ленинград : Детиздат, 1936. — 118 с. : ил. — (Моя библиотека). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Толстой, А. Н. Желтухин / А. Толстой ; рис. А. Боровской. — Москва ; Ленинград : ЦК ВЛКСМ. Изд-во детской литературы, 1936. — 20 с. : ил. — (Книга за книгой). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Толстой, А. Н. Золотой ключик или приключения Буратино / Алексей Толстой ; [переплёт и ил. Б. Малаховский]. — [Ленинград] : Изд-во детской лит-ры. Ленингр. отд-ние, 1936. — Переплет, 127 с., 1 вкл. л. крас. ил. : ил.. — [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Аэлита : фантастическая повесть : авторская обработка / Толстой Алексей ; [рис. П. Алякринского]. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1938. — 152 с. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Толстой А. Н. Хлеб. (Оборона Царицына) : повесть / А. Н. Толстой ; рис. Н. А. Тырсы. — Ленинград : Худ. лит-ра, 1938. — 271 с. — [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Золотой ключик : пьеса в 3-х действиях для самодеятельного детского театра / музыка Л. А. Половинкина ; [ил. А. А. Брея]. — Москва ; Ленинград : Детиздат, 1939. — 56 с. : ил. — (Наш театр). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Толстой, А. Н. Русские сказки. Том первый / Алексей Толстой ; рисунки К. Кузнецова ; [рисунки гравированы на дереве М. Маториным и А. Павловым ; переплет, форзац и титул М. Маторина]. — Москва : Детиздат, 1940. — 200 с. : ил. — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Толстой, А. Н. Оборона Царицына / Алексей Толстой ; рис. В. Щеглова. — Москва : Детиздат, 1941. — 48 с. : ил. — (Маленькая историческая библиотека). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Толстой А. Н. Что мы защищаем / Алексей Толстой. — [Москва] : Госполитиздат, 1941. — 8 с., без обл. : концовка. — [Хранится в РНБ].
  • Толстой А. Н. Золотой ключик или Приключения Буратино / А. Толстой ; рис. А. Каневского. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1943. — 108 с., 1 л. ил. : ил. — [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Откуда пошла Русская земля / Алексей Толстой. — [Москва] : Сов. писатель, 1943. — 51 с. — [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Детство Никиты / Алексей Толстой ; [рисунки Н. Фидлера]. — Mосква ; Ленинград : Детгиз, 1944. — 86 с. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Толстой, А. Н. Русский характер : из рассказов Ивана Сударева / Алексей Толстой ; рис. М. Таранова. — Москва ; Ленинград : изд. и ф-ка дет. книги Детгиза, 1944. — 16 с. : ил. — (Книга за книгой)— [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Смельчаки : [рассказ] / А. Толстой. — [Москва] : Правда, 1944. — 8 с., без обл. — (Из фронтовой жизни). — [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино / А. Толстой ; рис. А. Каневского. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1946. — 128 с. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Полное собрание сочинений : в 14-ти томах / А. Н. Толстой. — Москва : Гослитиздат, 1946
  • Толстой, А. Н. Глиняный парень : сказка : [для детей] / А. Н. Толстой ; гравюры на дереве худож. А. Глуховцева. — [Краснодар] : Краснодар. краев. кн-во, 1947. — [12] с. : ил. — [Хранится в РНБ].
  • Толстой, А. Н. Жар-птица : сказки / А. Н. Толстой ; [ил. Е. Родионовой и К. Эдельштейна]. — Москва : Детгиз, 1947. — 48 с. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Толстой, А. Н. Детство Никиты / Алексей Толстой ; рисунки А. Ванециана. — Москва : Детгиз, 1955. — 127 с. : ил. — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Толстой, А. Н. Гиперболоид инженера Гарина ; Аэлита / Алексей Толстой ; [рисунки В. Богаткина, И. Архипова]. — Москва : Детгиз, 1956. — 447 с. : ил. — (Библиотека приключений ; 4). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Толстой, А. Н. Желтухин / А. Н. Толстой ; рис. И. Харкевича. — Москва : Детгиз, 1962. — 16 с. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Толстой, А. Н. Детство Никиты / А. Н. Толстой ; вступ. ст. И. Андроников ; худож. А. Пахомов. — Москва : Детгиз, 1963. — 127 с. : ил. — (Школьная библиотека. Для начальной школы).
  • Толстой, А. Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино / А. Н. Толстой ; худож. Л. Владимирский. — Горький : Волго-Вятское книжное издательство, 1973. — 159 с. : ил.
  • Толстой, А. Н. Приключения Буратино, или Золотой ключик / А. Н. Толстой ; [рис. Л. В. Владимирского]. — Москва : Советская Россия, 1973. — 128 с. : ил.
  • Толстой, А. Н. Как ни в чем не бывало : … и другие рассказы / Алексей Толстой ; [художник Ольга Громова]. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2017. — 80 с. : ил.
  • Толстой, А. Н. Аэлита : первая редакция / А. Н. Толстой. — Москва : АСТ, 2023. — 287 с. — (Эксклюзив: Русская классика). — (Русская классика). — (Книги, изменившие мир. Писатели, объединившие поколения).
  • Толстой, А. Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино / А. Толстой ; художник Нинель Пирогова. — Москва : Детская литература, 2023. — 88 с. : ил. — (Самый лучший подарок).
  • Толстой, А. Н. Петр Первый : роман : в двух томах / А. Н. Толстой ; художник Ю. В. Иванов. — Москва : Детская и юношеская книга, 2023. — (Классная библиотека) (Литература 1-й половины XX века).
  • Толстой, А. Н. Приключения Буратино, или Золотой ключик / А. Н. Толстой ; художник Леонид Владимирский. — Москва : АСТ : Малыш, 2023. — 127 с. : ил. — (Главные книги для детей) (К 100-летию художника Леонида Владимирского).
  • Толстой, А. Н. Русалочные сказки ; Сорочьи сказки / А. Н. Толстой; [художник А. Шахледян]. — Москва : Стрекоза, 2023. — 63 с. : ил. — (Внеклассное чтение).
  • Толстой, А. Н. Детство Никиты / Алексей Толстой ; художник Алексей Пахомов. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2025. — 128 с. : ил.

Алексей Толстой / Сказки в обработке

  • Русские сказки / в обработке А. Толстого / рис. К. Кузнецова ; [рис. гравированы на дереве М. Маториным и А. Павловым]. — Москва : Детиздат, 1944. — 80 c. : ил. — (Первая библиотека школьника). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Иван царевич и Серый волк : русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого / рис. К. Кузнецова. — Mосква : Детгиз ; Ленинград, 1946. — 16 с. : ил. — (Первая библиотечка школьника). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Иван — коровий сын : русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого / рис. К. Кузнецова. — Mосква : Детгиз ; Ленинград, 1946. — 15 с. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что : русская народная сказка / в обраб. А. Н. Толстого ; худож. Е. Родионова. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1946. — 31 с. : ил. — (Первая библиотечка школьника). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Сказка о молодильных яблоках и живой воде : русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого. — Москва ; Ленинград : Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1946. — 31 с. : ил. — (Первая библиотечка школьника). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Колобок ; Петушок-золотой гребешок : русские народные сказки в обработке А. Толстого ; рисунки Т. Козулиной. — Москва ; Лениград : Детгиз, 1947. 24 с. : ил. — (Мои первые книжки). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Лиса и волк : русские народные сказки в обработке А. Н. Толстого / [ил. К. В. Кузнецова, обл. и титул В. Зенькович]. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1947. — 40 c. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Сестрица Аленушка и братец Иванушка : русские народные сказки в обработке А. Н. Толстого / [рис. К. Кузнецова]. — Mосква : Детгиз ; Ленинград, 1947. — 16 с. : ил. — (Первая библиотечка школьника). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Кот и лиса : русские народные сказки / обраб. А. Н. Толстого ; худож. К. Кузнецов. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1948. — 63 с. : ил. — (Первая библиотечка школьника). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Кривая курочка : русские народные сказки в обработке А. Н. Толстого ; [рис. К. Кузнецова]. — Москва : Детгиз, 1948. – 63 c. : ил. — (Первая библиотечка школьника). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Крошечка-Хаврошечка ; Сестрица Аленушка и братец Иванушка ; Кривая Уточка : [русские народные сказки в обработке А. Толстого] / рис. К. Кузнецова и Ю. Васнецова. — Mосква : Детгиз ; Ленинград, 1948. — 23 с. : ил. — (Мои первые книжки). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Морозко ; Лиса и волк : русские народные сказки в обработке А. Толстого / рис. И. Кузнецова. — Москва : Детгиз, 1948. — 23 с. : ил. — (Мои первые книжки) (Библиотечка детского сада). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Сестрица Алёнушка и братец Иванушка : русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого ; рисунки А. А. Давыдовой. — Москва : Полиграфическая фабрика Москворецкого райпромтреста, 1948. — 14 с. : ил. — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Царевна-лягушка : [русская народная сказка в обработке А. Толстого ; рис. К. Кузнецова]. — Москва : Детгиз, 1948. — 16 с. : ил. — (Библиотечка детского сада). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Поди туда — не знаю куда : русская народная сказка / в обработке А. Толстого ; рис. Евгении Эндриксон. — Москва : Издание Полиграфической диплома II степени фабрики Москворецкого райпромтреста, 1949. — 24 с. : ил. — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Коза-дереза : русские народные сказки / в обработке А. Н. Толстого ; рисунки К. В. Кузнецова ; [обложка И. Кузнецова ; рисунки гравированы на дереве М. Маториным и А. Павловым]. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1950. — 96 с. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Лиса и заяц : [русская народная сказка в обраб. А. Толстого ; рис. Е. Чарушина]. — Москва : Детгиз, 1950. — 15 с. : ил. — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • По щучьему веленью : русские народные сказки / [обработка сказок А. Н. Толстого ; гравюры по рисункам К. В. Кузнецова, оформление И. А. Кузнецова]. — Москва ; Ленинград : Детгиз, 1950. — 144 с. : ил. — (Школьная библиотека). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Волк и козлята : русская народная сказка / в обработке А. Толстого ; рисунки Ю. Васнецова. — Москва : Детгиз, 1955. — 12 с. : ил. — (Библиотечка детского сада). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Колобок : русская народная сказка ; обработка А. Н.Толстого ; рисунки Е. Рачева. — Москва : Детгиз, 1956. — 11 с. : ил. — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Мальчик с пальчик : русская народная сказка ; пересказ А.Н. Толстого ; рисунки Д. Хайкина. — Москва : Детгиз, 1957. — 16 с. : ил. — (Мои первые книжки). — [Хранится в редком фонде РГДБ].
  • Три сказки про лису : русские народные сказки / А. Н. Толстой ; худож. Е. Рачев. — Москва : Детгиз, 1962. — 32 с. : ил. — [Хранится в редком фонде РГДБ].

Алексей Толстой / Книги в переводе

  • Мало, Г. Ромен Кальбри / Гектор Мало ; [пер. с фр. А. Н. Толстого] ; рис. Н. Цейтлина. — Москва : Детгиз, 1959. — 223 с. : ил. — [Хранится в редком фонде РГДБ].

Алексей Толстой / Книги в НЭБ.Дети

  • Толстой, А. Н. Детство Никиты / А. Н. Толстой ; худож. А. А. Суворов. — Москва : ACADEMIA, 1934. — 95 c. : ил. — Текст : электронный. — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Толстой, А. Н. Жар-птица / А. Н. Толстой ; худож.: Е. Родионова, К. В. Эдельштейн. — Москва : Детгиз, 1947. — 48 с. : ил. — Текст : электронный. — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Толстой, А. Н. Желтухин / А. Н. Толстой ; худож.: Э. А. Будогоский, М. Орлова. — Москва : Гос. изд.-во, 1927. — 15 с. — Текст : электронный. — Текст : электронный. — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Толстой, А. Н. Желтухин / А. Н. Толстой ; худож. Г. Е. Никольский. — Москва : Детгиз, 1948. — 16 с. — Текст : электронный. — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Толстой, А. Н. Золотой ключик : пьеса в трех действиях для самодеятельного театра / А. Н. Толстой ; худож. А. А. Брей. — Москва : Детиздат, 1939. — 56 с. : ил. — (Наш театр). — Текст : электронный. — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Толстой, А. Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино / А. Н. Толстой ; худож. А. М. Каневский. — Москва : Детгиз, 1946. — 128 с. : ил. — Текст : электронный. — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Толстой, А. Н. Оборона Царицына / А. Н. Толстой ; худож. В. В. Щеглов. — Москва : Детиздат, 1941. — 48 с. : ил. — Текст : электронный. — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Толстой, А. Н. Русские сказки. Том первый / А. Н. Толстой ; худож. К. В. Кузнецов. — Москва : Детиздат, 1940. — 200 с. : ил. — Текст : электронный. — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Волк и козлята : русская народная сказка / в обработке А. Толстого ; рисунки Ю. Васнецова. — Москва : Детгиз, 1955. — 12 с. : ил. — (Библиотечка детского сада). — Текст : электронный. — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Русские сказки / в обраб. А. Н. Толстого ; худож. К. В. Кузнецов. — Москва : Детиздат, 1944. — 80 c. : ил. — Текст : электронный. — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Сказка о молодильных яблоках и живой воде: русская народная сказка в обработке А. Н. Толстого / А. Н. Толстой ; худож. К. В. Кузнецов. — Москва : Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1946.— 31 с. : ил. — Текст : электронный. — Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Мало, Г. Ромен Кальбри / Г. Мало ; в пер. А. Н. Толстого ; худож. Н. И. Цейтлин. — Москва : Детгиз, 1959. — 223 с. : ил. — Текст : электронный. — Режим доступа: в залах РГДБ.

Алексей Толстой / Диафильмы в НЭБ.Дети

О жизни и творчестве

  • Акимова, А. «Действительность в движеньи» : о романе Алексея Толстого «Петр Первый» / Анна Акимова // Русская словесность. — 2017. — № 3. — С. 13–19. — (Шедевры русской прозы).
  • Акимова, А. «Писать — нелегкая вещь» : Алексей Толстой за работой над романом «Петр Первый» / Анна Акимова // Русская словесность. — 2017. — № 3. — С. 20–24. — (Монументальность русского языка).
  • Богатырёва Н. Весенняя радость «Сорочьих сказок» : [рецензия на сборник А. Н. Толстого, (Мелик-Пашаев, 2018)] // Читаем вместе. — 2018. — № 4. — С. 33. — (Читаем с родителями).
  • Боровиков, С. Г. Алексей Толстой : страницы жизни и творчества / С. Г. Боровиков. — Москва : Современник, 1984. — 192 с. — (Библиотека «Любителям российской словесности»).
  • Быстрова, О. «Написана «Аэлита» очень хорошо...»: об одной находке в московском архиве М. Горького : [в статье прослеживается история создания романа А. Н. Толстого «Аэлита] / Ольга Быстрова // Русская словесность. — 2017. — № 3. — С. 58–61. — (Удивительное в мире русской словесности). — Библиогр.: с. 61 (15 назв.).
  • Быстрова, О. Нефантастическая история фантастического романа: к вопросу интерпретации романа Алексея Толстого «Аэлита» / Ольга Быстрова // Русская словесность. — 2017. — № 3. — С. 50–55. — (Удивительное в мире русской словесности).
  • Варламов, А. Н. Алексей Толстой / А. Н. Варламов ; вступ. ст. В. Курбатова. — Москва : Молодая гвардия, 2006. — 591 с., [16] л. ил., портр. — (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: Серия биографий ; Вып. 1211 (1011).
  • Воронцова, Г. Повесть Алексея Толстого о детстве : к истории создания «Детства Никиты» / Галина Воронцова // Русская словесность. — 2017. — № 3. — С. 25–32. — (Глубокое прочтение).
  • Дегтярева, О. Н. Традиция великого предшественника (Л. Н. Толстого) и свой поворот проблемы в повести А. Н. Толстого «Детство Никиты» / О. Н. Дегтярева // Мировая словесность для детей и о детях. — Москва. — 2004. — Ч. 1. — С. 133–134.
  • Зубарев, Д. Алексей Николаевич Толстой : (1882–1945) / Д. Зубарев // Антология мировой детской литературы. — Москва : АВАНТА+. — 2003. — Т. 7. — С. 338–340.
  • Назанин Сепанлу. От Пиноккио к Буратино: традиции и новаторство А. Н. Толстого / Назанин Сепанлу // Вестник московского университета. — 2011. — № 5. — С. 159–164. — (Серия 9. Филология).
  • Петелин, В. В. Алексей Толстой / В. В. Петелин. — Москва : Молодая гвардия, 1978. — 384 с., 17 л. ил. — (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: Серия биографий ; вып. 7(578).
  • Писатели нашего детства : 100 имен : биографический словарь в 3 частях : ч. 3 / Рос. гос. дет. б-ка ; сост. Н. О. Воронова. — Москва : Либерея, 2000. — Из содерж.: Толстой Алексей Николаевич, граф : русский писатель. — С. 399–412. — Библиогр.
  • Самоделова, Е. А. Начальная история создания «Русских народных сказок в обработке А. Н. Толстого» (1937–1938 по архивным источникам) / Е. А. Самоделова. — Текст : электронный
  • Семьян, Т. Ф. Поэтика повести А. Н. Толстого «Детство Никиты» в контексте традиций русской литературы / Т. Ф. Семьян // Мировая словесность для детей и о детях. — Москва. — 2002. — Вып. 7. — С. 203–206.
  • Толстой, А. Н. О драматургии : доклад на 1 Всесоюз. съезд сов. писателей / А. Н. Толстой. — Москва : Худ. лит-ра, 1934. — Обл., 32 с. : портр.
  • Фурсов, А. «Эта чудесная странная девушка...» : духовный смысл образа Аэлиты в одноименном романе А. Н. Толстого / Александр Фурсов // Русская словесность. — 2017. — № 3. — С. 56–57. — (Удивительное в мире русской словесности).

Награды, премии

  • 1938 — награждён Орденом Ленина (за сценарий к фильму «Пётр I»)
  • 1939 — награждён Орденом «Знак Почёта»
  • 1941 — удостоен Сталинской премии 1 степени (за 1 и 2 части романа «Пётр Первый»)
  • 1943 — удостоен Сталинской премии 1 степени (за роман «Хождение по мукам»)
  • 1945 — награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (посмертно)
  • 1946 — удостоен Сталинской премии 1 степени (за пьесу «Иван Грозный») (посмертно)

Музеи, памятники

  • Музей-квартира А. Н. Толстого в Москве (ул. Спиридоновка, 2, стр. 1) расположен во флигеле бывшей городской усадьбы купцов Рябушинских, построенной архитектором Ф. Шехтелем, где писатель прожил с 1941 по 1945 год.
  • Дом-музей А. Н. Толстого в Самаре расположен на ул. Фрунзе, 155.
  • Бронзовый памятник Алексею Николаевичу Толстому был установлен 3 июля 1957 года в сквере между улицами Герцена (ныне Большая Никитская) и Качалова (ныне Малая Никитская), недалеко от дома, где он жил в 1940–1945 годах. Сейчас там находится музей-квартира А. Н. Толстого.
  • Скульптурная композиция «Буратино» установлена в г. Самаре возле дома-музея Алексея Толстого в 2003 году. Скульптор Степан Карслян выбрал для Буратино внешность юного актёра Дмитрия Иосифова, исполнившего главную роль в фильме «Приключения Буратино» (1975).

Алексей Толстой / Экранизации

  • Аэлита. Художественный фильм (немой) по одноименному роману А. Н. Толстого. Режиссер Яков Протазанов, сценарий: Алексей Файко, Федор Оцеп, Алексей Толстой. СССР, 1924.
  • Пётр Первый. Художественный фильм по одноименному роману А. Н. Толстого. Режиссер Владимир Петров, сценарий: Николай Лещенко, Владимир Петров, Алексей Толстой. СССР, 1937.
  • Пётр Первый. Вторая серия Художественный фильм по одноименному роману А. Н. Толстого. Режиссеры: Владимир Петров, Сергей Бартенев, сценарий: Алексей Толстой, Николай Лещенко, Владимир Петров. СССР, 1938.
  • Золотой ключик. Художественный фильм по мотивам сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Режиссер А. Птушко, сценарий: Алексей Толстой, Людмила Толстая, Николай Лещенко. СССР, 1939.
  • Сестры. Художественный фильм по мотивам романа А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Режиссер Григорий Рошаль, сценарий: Борис Чирсков, Элеонора Милова, Алексей Толстой. СССР, 1957.
  • Восемнадцатый год. Художественный фильм по мотивам романа А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Режиссер Григорий Рошаль, сценарий: Борис Чирсков, Алексей Толстой. СССР, 1958.
  • Хмурое утро. Художественный фильм по мотивам романа А. Н. Толстого «Хождение по мукам». Режиссер Григорий Рошаль, сценарий: Борис Чирсков, Алексей Толстой. СССР, 1959.
  • Приключения Буратино. Мультипликационный фильм. Режиссеры: Дмитрий Бабиченко, Иван Иванов-Вано, сценарий: Николай Эрдман, Людмила Толстая, Алексей Толстой. СССР, 1959.
  • Гадюка. Художественный фильм по одноименной повести А. Н. Толстого. Режиссер Виктор Ивченко, сценарий: Григорий Колтунов, Алексей Толстой. СССР, 1965.
  • Гиперболоид инженера Гарина. Художественный фильм по одноименному роману А. Н. Толстого. Режиссер Александр Гинцбург, сценарий: Александр Гинцбург, Иосиф Маневич, Алексей Толстой. СССР, 1965.
  • Крах инженера Гарина. Художественный фильм по роману А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Режиссер Леонид Квинихидзе, сценарий: Сергей Потепалов, Алексей Толстой. СССР, 1973.
  • Приключения Буратино. Художественный фильм по мотивам сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Режиссер Леонид Нечаев, сценарий: Инна Веткина, Алексей Толстой. СССР, 1975.
  • Хождение по мукам. Художественный фильм по одноименному роману А. Н. Толстого. Режиссер Василий Ордынский, сценарий: Василий Ордынский, Олег Стукалов, Алексей Толстой. СССР, 1977.
  • В начале славных дел. Художественный фильм по роману А. Н. Толстого «Петр Первый». Режиссер Сергей Герасимов, сценарий: Сергей Герасимов, Юрий Кавтарадзе, Алексей Толстой. СССР,1980.
  • Юность Петра. Художественный фильм по роману А. Н. Толстого «Петр Первый». Режиссер Сергей Герасимов, сценарий: Сергей Герасимов, Юрий Кавтарадзе, Алексей Толстой. СССР, 1980.
  • Похождения графа Невзорова. Художественный фильм по мотивам повести А. Н. Толстого «Похождения Невзорова, или Ибикус». Режиссер Александр Панкратов-Чёрный, сценарий: Александр Алов, Владимир Наумов, Алексей Толстой. СССР, 1982.
  • Формула любви. Художественный фильм по мотивам повести А. Н. Толстого «Граф Калиостро». Режиссер Марк Захаров, сценарий: Григорий Горин, Алексей Толстой. СССР, 1984.
  • Проделки в старинном духе. Художественный фильм по мотивам ранних рассказов А. Н. Толстого Режиссер Александр Панкратов, сценарий: Александр Панкратов, Андрей Стреков, Алексей Толстой. СССР, 1986.
  • Детство Никиты. Художественный фильм по мотивам одноименной повести А. Н. Толстого. Режиссер Андрей Зеленов, сценарий: Елена Прохорова, Алексей Толстой. Россия, 1992.
  • Прекрасная незнакомка. Художественный фильм по мотивам рассказа А. Н. Толстого «Возмездие». Режиссер Ежи Гоффман, сценарий: Ежи Гоффман, Владимир Железников, Алексей Толстой. Польша, Россия, 1992.
  • Милый друг давно забытых лет... Художественный фильм по мотивам рассказа А. Н. Толстого «Любовь». Режиссер Самсон Самсонов, сценарий: Самсон Самсонов, Алексей Толстой. Россия,1996.
  • Хождение по мукам. Художественный фильм по одноименному роману А. Н. Толстого. Режиссер Константин Худяков, сценарий: Елена Райская, Алексей Толстой. Россия, 2017.

См. также