Тропинка (журнал)
Журнал «Тропинка» — российский детский журнал, выходивший с января 1906 по декабрь 1912 года.
Журнал «Тропинка» / История
Среди детских периодических изданий в России в начале XX века одним из самых популярных был журнал «Тропинка». Его издавали в Санкт-Петербурге дочь историка С. М. Соловьёва, известная поэтесса Серебряного века, переводчица и художница Поликсена Сергеевна Соловьёва и её верная соратница, детская писательница Наталья Ивановна Манасеина. В конце 1905 года они основали издательство «Тропинка», а затем и одноимённый детский журнал, возникший как своего рода «детское отделение» русского символизма. Он быстро набрал популярность и его высоко оценивали многие известные писатели и художники.
Иллюстрированное издание предназначалось для детей среднего возраста. Изображение тропинки на обложке стало своеобразным символом журнала. Узкая дорожка ведёт маленьких читателей в волшебный мир детской литературы. Путешествуя из сказки в сказку, проживая небывалые чудеса и открытия, они получают новый жизненный опыт.
Издатели сообщили своим подписчикам, что в журнале будут размещаться повести, рассказы, стихи, театральные пьесы, статьи научно-образовательного характера, ребусы, шарады и загадки.
Идея журнала состояла в том, чтобы литераторы, художники-иллюстраторы, переводчики могли бы печатать в нём свои лучшие работы.
Цель и задачи журнала — развивать в детях художественное чутьё, давать им занимательное и полезное чтение, включающее религиозный и сказочный элемент.
Журнал не стремился к излишней назидательности, не оказывал давления на психику ребенка, не навязывал ему суровых правил. Он всегда стремился к созданию многообразного и притягательного «детского мира», радостного, светлого восприятия жизни.
В «Тропинке» печатались такие известные русские писатели, как А. И. Куприн, А. А. Блок, Ал. Алтаев, С. М. Городецкий, А. Н. Толстой, К. Д. Бальмонт, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Корней Чуковский, Андрей Белый, З. Н. Гиппиус, Саша Чёрный, первые произведения С. М. Городецкого и А. Н. Толстого В «Тропинке» публиковали переводные произведения Г. Бичер-Стоу, Д. Гринвуда, Д. Лондона, Р. Киплинга, Э. Сетона-Томпсона, М. Твена, А. Франса.
Редакторы-издатели также были и авторами журнала. В «Тропинке» впервые были опубликованы переводы книг Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес» (1909), «Жизнь Хитролиса» (1910) и др., сделанные П. С. Соловьёвой (псевд. Allegro).
Н. И. Манасеина была талантливым прозаиком, автором рассказов, повестей и исторических романов. В 1912 году в нескольких номерах журнала «Тропинка» публиковался её роман «Цербстская принцесса» о юных годах императрицы Екатерины II.
Среди других постоянных авторов «Тропинки» можно назвать М. А. Пожарову и М. А. Бекетову. Активное участие в работе редакции принимала мать Александра Блока — А. А. Кублицкая-Пиоттух, которая бесплатно консультировала и занималась корректорской правкой.
Издатели «Тропинки», тонко чувствовавшие круг интересов детского чтения, представляли в журнале литературные произведения для детей и подростков, написанные в разнообразных жанрах. Это сказки (бытовые, волшебные, сказки о животных), фольклор (былины, легенды, песни, народные сказы, прибаутки, потешки), пьесы и стихотворения. Также издатели публиковали произведения религиозного содержания, адаптированные к детскому восприятию.
- Журнал «Тропинка»
Качественный отбор литературы в каждом выпуске способствовал развитию творческих способностей детей, расширял их кругозор, давал полезное и занимательное чтение. «Тропинка» помогала не просто развлечься, но и провести досуг с пользой. Журнал читался легко, детей не перегружали материалом и они были свободны в своём читательском выборе.
«Тропинка» стремилась найти свой особый, отличный от других изданий, подход к читателю, кропотливо подбирая как литературный материал, так и художественное оформление.
П. С. Соловьёва была также главным иллюстратором журнала. Вместе с Т. Н. Гиппиус она создала запоминающийся художественный облик издания. Интересные заставки и концовки с буквицами, растительным орнаментом или с изображением фигурок зверей, птиц, насекомых украшали выпуски журнала на протяжении всего времени его существования.
В иллюстрировании журнала принимали деятельное участие известные художники Иван Билибин и Михаил Нестеров. В журнале часто печатали и репродукции известных картин Леонардо да Винчи, Рафаэля, С. А. Коровина, И. Е. Репина, В. А. Серова, В. А. Тропинина и др.
Рисунки в журнале, выполненные в разных манерах, техниках и стилях, представляли оригинальные авторские работы, сделанные непосредственно для литературных произведений. Благодаря неповторимым иллюстрациям, журнал приобрёл свой уникальный стиль.
«Тропинка» выходила два раза в месяц, а к концу своего существования — один раз в месяц. Объём печатного издания составлял от 2–3 до 4–6 печатных листов в последние годы выпуска. Стоимость подписки составляла три рубля за год и два рубля за полугодие.
На проходившей в 1908 году в Петербурге выставке «Искусство в жизни ребёнка» издательство и журнал «Тропинка» получили золотую медаль. Тем не менее, четыре года спустя «Тропинка» прекратила своё существование, не выдержав конкуренции с другими подобными изданиями и не имея никакой финансовой поддержки. П. С. Соловьёва и Н. И. Манасеина в последнем номере журнала (№ 12, 1912) в своём обращении к читателям написали:
Книгоиздательство же «Тропинка» будет расширено путём издания не только отдельных книг беллетристического и научного характера, но и альманахов или сборников для детей среднего и младшего возраста. Книгоиздательство «Тропинка» будет преследовать те же цели, которые преследовал и журнал «Тропинка» в течение семи лет своего существования. |
Примечательно, что конец журнала совпал с кризисом внутри русского символизма. Время требовало создания детского журнала нового типа.
Журнал «Тропинка» / Структура
Обычно выпуск «Тропинки» насчитывал от четырёх до восьми наименований литературных произведений. Чаще всего он содержал один или два рассказа, стихотворение, познавательную статью. Рассказы чередовались с очерками и повестями, сказками и легендами. Истории с продолжением печатались в нескольких номерах. Только в последние годы журнал «Тропинка» значительно увеличил объем страниц, полностью публикуя произведения в одном номере.
В журнале печатались публицистические, социологические и научно-популярные очерки для детей («Знакомство с царством растений» С. Лебедевой, «Как живут разные люди в России» Е. Елеонской, «Как делают бумагу» А. Бахтиарова и др.), критико-биографические очерки («Василий Андреевич Жуковский» З. А. Венгеровой, «Вольфганг Моцарт» С. И. Лаврентьевой, «Наполеон Бонапарт» П. Мамаевой и др.).
Редакция привлекала к работе учёных и публиковала материалы для занимательных практических занятий. Вместе с подробным руководством можно было провести несложные химические опыты и физические эксперименты («Несколько простых опытов по химии» А. Генкеля и др.).
Обязательными для «Тропинки» были разделы для досуга и развлечений с загадками, головоломками, ребусами, шарадами. На последних страницах журнала содержались ответы на задачи и загадки из предыдущего номера. В конце последнего выпуска перечислялось содержание журнала за год.
Редакторы постоянно обращались к своим подписчикам. Для читателей была размещена информация о расширении тематики журнала и привлечении новых учёных и писателей к работе, о новых книгах, выпущенных издательством, а также рубрики «Для родителей и воспитателей о детских книгах» и «Отзывы о детских книгах», в которых публиковали рецензии.
Отдельная рубрика в «Тропинке» предназначалась для объявлений и заметок на различные социальные темы. Так, например, было опубликовано обращение Московского общества грамотности о пожертвовании для школьных столовых.
Для авторов в каждом номере публиковали требования к их произведениям. Также устанавливались правила подписки и обратной связи с редакцией.
Журнал «Тропинка» / Критика
Основными конкурентами «Тропинки» были «Задушевное слово», «Родник», «Труд и Забава».
С. Я. Маршак, сравнивая между собой дореволюционные детские журналы, писал: «Только такой интеллигентский журнал, как “Тропинка”, — лёгкий ялик, предназначенный для плавания по петербургским каналам, — обходился без Клавдии Лукашевич и без святых равноапостольных князей». Он считал, что «культурная, оранжерейная, символистская „Тропинка“» была «и умнее, и тоньше» всем известного «Задушевного слова». Но тем не менее, «тихая, бескровная петербургская “Тропинка”» не могла выдержать конкуренцию «с бойким, широкодоступным, всероссийским “Задушевным словом”» с его более увлекательными, живыми сюжетами. И если «Тропинку» читали в основном дети петербургских писателей, то «по проезжей дороге «Задушевного слова» катила вся масса детей чиновничества, офицерства, городского мещанства».
Великий князь Константин Романов (известный читающей публике под псевдонимом «К. Р.»), публиковавший в «Тропинке» свои поэтические произведения, положительно отозвался о творчестве П. С. Соловьёвой. Он написал рецензию-представление на её стихи.
В советское время «Тропинку» критиковали как декадентский журнал с сильным религиозным и мистическим уклоном.
Источники
- Маршак, С. Я. О наследстве и наследственности в детской литературе : [о детских дореволюционных журналах, в т.ч. и о «Тропинке»] / С. Я. Маршак. — Текст : электронный // Воспитание словом. Мир в картинах. О большой литературе для маленьких.
- Хеллман, Б. Сказка и быль : история русской детской литературы / Бен Хеллман ; [авториз. пер. с англ. О. Бухиной]. — Москва : Новое литературное обозрение, 2016. — 555 с. — (Научная библиотека) (Новое литературное обозрение : научное приложение. Вып. CLV).
- Фарафонова, С. В. Журнал «Тропинка» в детской периодической печати начала ХХ века : автореферат магистерской работы / С. В. Фарафонова. — Текст : электронный // Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского.