44 733
правки
Klimkin (обсуждение | вклад) |
Klimkin (обсуждение | вклад) |
||
(не показано 12 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 25: | Строка 25: | ||
Крис Ридделл (англ. Christopher Barry Riddell) родился 13 апреля 1962 года в Кейптауне (ЮАР) в семье англиканского священника. Детство Криса, его сестры и трёх братьев прошло в переездах. Ридделлы перебрались в Великобританию, когда Крису исполнился год. Причиной отъезда стали политические взгляды отца, члена партии «Африканский национальный конгресс», решительно выступавшего против апартеида. В Великобритании семья тоже часто меняла место жительства, поскольку этого требовала служба отца. | Крис Ридделл (англ. Christopher Barry Riddell) родился 13 апреля 1962 года в Кейптауне (ЮАР) в семье англиканского священника. Детство Криса, его сестры и трёх братьев прошло в переездах. Ридделлы перебрались в Великобританию, когда Крису исполнился год. Причиной отъезда стали политические взгляды отца, члена партии «Африканский национальный конгресс», решительно выступавшего против апартеида. В Великобритании семья тоже часто меняла место жительства, поскольку этого требовала служба отца. | ||
Крис рано проявил склонность к рисованию. Карандаш и бумага могли увлечь его в любой обстановке. Когда Ридделлы всей семьёй ходили в церковь по воскресеньям, мама давала пятилетнему Крису тетрадь и ручку, чтобы мальчик не шумел во время проповеди. Видя неослабевающий интерес сына к рисованию, мама стала покупать ему цветные карандаши и краски, дарить иллюстрированные книги. Любимыми художниками Криса были Джон Тенниел, прославившийся иллюстрациями к «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла; Эрнест Хауард Шепард, автор классических иллюстраций к «Винни Пуху» Алана Александра Милна; Уильям Хит Робинсон, имя которого стало нарицательным, означая любой излишне сложный, хитро устроенный и при этом красивый механизм. | Крис рано проявил склонность к рисованию. Карандаш и бумага могли увлечь его в любой обстановке. Когда Ридделлы всей семьёй ходили в церковь по воскресеньям, мама давала пятилетнему Крису тетрадь и ручку, чтобы мальчик не шумел во время проповеди. Видя неослабевающий интерес сына к рисованию, мама стала покупать ему цветные карандаши и краски, дарить иллюстрированные книги. Любимыми художниками Криса были Джон Тенниел, прославившийся иллюстрациями к «Алисе в Стране чудес» [[Кэрролл Льюис|Льюиса Кэрролла]]; Эрнест Хауард Шепард, автор классических иллюстраций к «Винни Пуху» [[Милн Алан Александр|Алана Александра Милна]]; Уильям Хит Робинсон, имя которого стало нарицательным, означая любой излишне сложный, хитро устроенный и при этом красивый механизм. | ||
Крис учился в Гимназии архиепископа Тенисона (Archbishop Tenison's Grammar School) в Кеннингтоне. Окончив её, прошёл годичный базовый курс обучения в Эпсомском колледже искусств (Epsom College of Art), а с 1981 по 1984 год учился в Брайтонском политехническом институте (Brighton Polytechnic) на факультете графического дизайна, специализировался на иллюстрации. | Крис учился в Гимназии архиепископа Тенисона (Archbishop Tenison's Grammar School) в Кеннингтоне. Окончив её, прошёл годичный базовый курс обучения в Эпсомском колледже искусств (Epsom College of Art), а с 1981 по 1984 год учился в Брайтонском политехническом институте (Brighton Polytechnic) на факультете графического дизайна, специализировался на иллюстрации. | ||
Строка 33: | Строка 33: | ||
В следующем году, 1985-м, благодаря своему преподавателю Рэймонду Бриггсу, известнейшему британскому иллюстратору, мультипликатору, графическому романисту и писателю, Ридделл получил заказ на книгу о великанах «The Book of Giants» Сары Хейз (Sarah Hayes). С неё началась слава Ридделла как изобретательного рисовальщика, тяготеющего к необыкновенному, создателя фантастических миров и удивительных существ, изображённых во всех подробностях. | В следующем году, 1985-м, благодаря своему преподавателю Рэймонду Бриггсу, известнейшему британскому иллюстратору, мультипликатору, графическому романисту и писателю, Ридделл получил заказ на книгу о великанах «The Book of Giants» Сары Хейз (Sarah Hayes). С неё началась слава Ридделла как изобретательного рисовальщика, тяготеющего к необыкновенному, создателя фантастических миров и удивительных существ, изображённых во всех подробностях. | ||
Во второй половине 1980-х годов Ридделл выполнил иллюстрации к нескольким книгам: Т. Hughes «Ffangs the vampire bat and the kiss of truth» (1986); R. McCrum «The dream boat brontosaurus» (1987); М. Hoffman «Dracula's daughter» (1988); М. Barrie «Peter Pan» (1988); А. Gibson «Ellis and the Hummick» (1989) и др. | Во второй половине 1980-х годов Ридделл выполнил иллюстрации к нескольким книгам: Т. Hughes «Ffangs the vampire bat and the kiss of truth» (1986); R. McCrum «The dream boat brontosaurus» (1987); М. Hoffman «Dracula's daughter» (1988); М. Barrie «Peter Pan» (1988); А. Gibson «Ellis and the Hummick» (1989) и др. | ||
Строка 39: | Строка 40: | ||
Ридделл сочинил «Mr. Underbed» вскоре после окончания института. Крис показывал свои рисунки в издательстве «Andersen Press», но редактора больше интересовали тексты. Храбро заявив, что у него есть несколько рукописей, Ридделл поспешил домой. «Той ночью в панике я написал “Mr Underbed”», — вспоминал он позже. Это история о детских ночных страхах. В комнате маленького мальчика живут кошмарные создания. Они видны только ночью и могут ужасно напугать. Но Ридделл убедительно доказывает: и подкроватное синее чудовище, и гардеробная гончая, и другие монстры на самом деле совсем не страшные, а в постель мальчика они хотят забраться потому, что им неудобно спать на голом полу. | Ридделл сочинил «Mr. Underbed» вскоре после окончания института. Крис показывал свои рисунки в издательстве «Andersen Press», но редактора больше интересовали тексты. Храбро заявив, что у него есть несколько рукописей, Ридделл поспешил домой. «Той ночью в панике я написал “Mr Underbed”», — вспоминал он позже. Это история о детских ночных страхах. В комнате маленького мальчика живут кошмарные создания. Они видны только ночью и могут ужасно напугать. Но Ридделл убедительно доказывает: и подкроватное синее чудовище, и гардеробная гончая, и другие монстры на самом деле совсем не страшные, а в постель мальчика они хотят забраться потому, что им неудобно спать на голом полу. | ||
Критика указала на определённые недостатки «Mr. Underbed»: истории не хватает сюжета и глубины, а яркие акварели содержат несколько кричащих оттенков и непривлекательных сочетаний цветов. Читателям же книга понравилась. Она была переиздана в 1997 году, а в 2009-м вышла с другими иллюстрациями: Ридделл смягчил краски и сделал монстров смешными и симпатичными. Первоначальные иллюстрации, по словам Ридделла, «намного острее» и по тональности больше похожи на книгу Мориса Сендака «Там, где живут чудовища», чем на утешительную историю, которой является «Mr. Underbed». В одном из интервью Ридделл заметил: «Как художники, мы развиваемся и меняемся, и <…> я бы предпочел, чтобы книга отражала то, кем я являюсь сейчас, а не то, кем я был тогда». Кроме того, на подход Ридделла к детским иллюстрированным книжкам повлиял его собственный родительский опыт: «Я всегда думаю о родителях, читающих историю через плечо ребенка. <…> удовольствие от чтения <…> в первый раз, а затем — сильная скука от чтения в 250-й раз. <...> в конце истории должен быть небольшой поворот, чтобы она стала любимым общим опытом чтения». | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Крис Ридделл"> | |||
Файл:Kris-Riddell (2).jpg|Коралина / Нил Гейман ; иллюстратор Крис Ридделл ; перевод с английского Е. Кононенко | |||
Файл:Kris-Riddell (3).jpg|Искусство — это важно / Нил Гейман ; худож. Крис Ридделл ; пер. Ю. В. Капустюк | |||
Файл:Kris-Riddell (6).jpg|[[Гейман Нил|Нил Гейман]] и Крис Ридделл | |||
Файл:Kris-Riddell (4).jpg|Я крепко обниму тебя / [[Розен Майкл|Майкл Розен]] ; перевёл [[Яснов Михаил Давидович|Михаил Яснов]] ; художник Крис Ридделл | |||
Файл:Kris-Riddell (1).jpg|Мёд на завтрак, мёд на ужин / Майкл Розен ; художник Крис Ридделл ; перевели с английского [[Бородицкая Марина Яковлевна|Марина Бородицкая]] и [[Кружков Григорий Михайлович|Григорий Кружков]] | |||
</gallery></center> | |||
Критика указала на определённые недостатки «Mr. Underbed»: истории не хватает сюжета и глубины, а яркие акварели содержат несколько кричащих оттенков и непривлекательных сочетаний цветов. Читателям же книга понравилась. Она была переиздана в 1997 году, а в 2009-м вышла с другими иллюстрациями: Ридделл смягчил краски и сделал монстров смешными и симпатичными. Первоначальные иллюстрации, по словам Ридделла, «намного острее» и по тональности больше похожи на книгу [[Сендак Морис|Мориса Сендака]] «Там, где живут чудовища», чем на утешительную историю, которой является «Mr. Underbed». В одном из интервью Ридделл заметил: «Как художники, мы развиваемся и меняемся, и <…> я бы предпочел, чтобы книга отражала то, кем я являюсь сейчас, а не то, кем я был тогда». Кроме того, на подход Ридделла к детским иллюстрированным книжкам повлиял его собственный родительский опыт: «Я всегда думаю о родителях, читающих историю через плечо ребенка. <…> удовольствие от чтения <…> в первый раз, а затем — сильная скука от чтения в 250-й раз. <...> в конце истории должен быть небольшой поворот, чтобы она стала любимым общим опытом чтения». | |||
Забавная и непритязательная «Ben and the Bear», в которой мальчик приглашает на чай медведя, высмеивающая мир высокой моды «Bird's New Shoes» (1987) и другие последовавшие за ними авторские книги Ридделла критика оценила высоко, похвалив яркие, занятные иллюстрации, раскрывающие комичные стороны характеров персонажей. | Забавная и непритязательная «Ben and the Bear», в которой мальчик приглашает на чай медведя, высмеивающая мир высокой моды «Bird's New Shoes» (1987) и другие последовавшие за ними авторские книги Ридделла критика оценила высоко, похвалив яркие, занятные иллюстрации, раскрывающие комичные стороны характеров персонажей. | ||
Строка 55: | Строка 66: | ||
«Хроники Края» — нетрадиционное фэнтези. Во многих подобных произведениях изображается противостояние добра и зла, но мир «Хроник…» не чёрно-белый, в нём много оттенков серого, и этим он похож на наш мир. Магии нет. Вместо неё — особые физические свойства Края, благодаря которым камни плавают, корабли летают, молнии застывают. | «Хроники Края» — нетрадиционное фэнтези. Во многих подобных произведениях изображается противостояние добра и зла, но мир «Хроник…» не чёрно-белый, в нём много оттенков серого, и этим он похож на наш мир. Магии нет. Вместо неё — особые физические свойства Края, благодаря которым камни плавают, корабли летают, молнии застывают. | ||
Некоторое время цикл состоял из десяти книг: трёх трилогий («The Twig Saga», «The Rook Saga», «The Quint Saga») и романа «The Immortals» (2009), связавшего воедино сюжетные линии всех трилогий. Но, выпустив роман «The Immortals», который должен был завершить цикл, Ридделл и Стюарт начали вести блог «Weird New Worlds». Когда блог собрал достаточное количество поклонников «Хроник Края», соавторы превратили его в ещё одну трилогию — «Cade Saga», первая книга которой, «The Nameless One», увидела свет в 2014 году. Сегодня цикл — это пятнадцать романов, пять коротких рассказов и книга карт Края. В «Хрониках…» разворачивается история необыкновенного мира длиной в шесть столетий. Британские критики считают, что по сложности устройства вселенная Края с её гоблинами, рыцарями и воздушными пиратами может соперничать с миром «Гарри Поттера» Джоан Роулинг. | Некоторое время цикл состоял из десяти книг: трёх трилогий («The Twig Saga», «The Rook Saga», «The Quint Saga») и романа «The Immortals» (2009), связавшего воедино сюжетные линии всех трилогий. Но, выпустив роман «The Immortals», который должен был завершить цикл, Ридделл и Стюарт начали вести блог «Weird New Worlds». Когда блог собрал достаточное количество поклонников «Хроник Края», соавторы превратили его в ещё одну трилогию — «Cade Saga», первая книга которой, «The Nameless One», увидела свет в 2014 году. Сегодня цикл — это пятнадцать романов, пять коротких рассказов и книга карт Края. В «Хрониках…» разворачивается история необыкновенного мира длиной в шесть столетий. Британские критики считают, что по сложности устройства вселенная Края с её гоблинами, рыцарями и воздушными пиратами может соперничать с миром «Гарри Поттера» [[Роулинг Джоан|Джоан Роулинг]]. | ||
«Хроники Края» переведены более чем на два десятка языков, включая русский, а по всему миру было продано свыше трёх миллионов экземпляров. | «Хроники Края» переведены более чем на два десятка языков, включая русский, а по всему миру было продано свыше трёх миллионов экземпляров. | ||
Ридделл и Стюарт в общей сложности создали более сорока книг, среди которых цикл сказок о Ёжике и Кролике (1998–2002) и книги, составившие несколько серий: «Безграничные приключения» («Far-Flung Adventures», 1998–2006), «Каплеголовые» («Blobheads», 1999–2000), «Чвокая Шмарь» («Muddle Earth», 2003–2004), «Вольный Рыцарь» («Free Lance», 2003–2005), «История рыцаря» («Knight’s Story», 2005) «Barnaby Grimes» (2007–2012), «Змеиная пустошь» («Wyrmeweald», 2010–2013). Кроме того, в 2003 году вышел первый роман трилогии «Muddle Earth»; эти книги для детей представляют собой пародию на «Властелина колец» Джона Рональда Руэла Толкиена. | Ридделл и Стюарт в общей сложности создали более сорока книг, среди которых цикл сказок о Ёжике и Кролике (1998–2002) и книги, составившие несколько серий: «Безграничные приключения» («Far-Flung Adventures», 1998–2006), «Каплеголовые» («Blobheads», 1999–2000), «Чвокая Шмарь» («Muddle Earth», 2003–2004), «Вольный Рыцарь» («Free Lance», 2003–2005), «История рыцаря» («Knight’s Story», 2005) «Barnaby Grimes» (2007–2012), «Змеиная пустошь» («Wyrmeweald», 2010–2013). Кроме того, в 2003 году вышел первый роман трилогии «Muddle Earth»; эти книги для детей представляют собой пародию на «Властелина колец» [[Толкин Джон Рональд Руэл|Джона Рональда Руэла Толкиена]]. | ||
Крис Ридделл сотрудничал также с Нилом Гейманом, выполнив иллюстрации к нескольким его книгам: «Но молоко, к счастью…» («Fortunately, the milk…», 2013), «Дева и веретено» («The Sleeper and the Spindle», 2014), «Одд и Ледяные Великаны» («Odd and the Frost Giants», 2016), «Никогде» («Neverwhere», 2017) и др. О работе над книгами Геймана Ридделл вспоминает как об увлекательном приключении: «Нил <…> подводит тебя к той или иной <…> сцене и позволяет тебе населить её, визуализировать <…> он предлагает тебе вообразить все это, представить себе спящих людей, которые вдруг начинают двигаться, выходят на улицы — то ли колдовство, то ли зомби-кино». | Крис Ридделл сотрудничал также с [[Гейман Нил|Нилом Гейманом]], выполнив иллюстрации к нескольким его книгам: «Но молоко, к счастью…» («Fortunately, the milk…», 2013), «Дева и веретено» («The Sleeper and the Spindle», 2014), «Одд и Ледяные Великаны» («Odd and the Frost Giants», 2016), «Никогде» («Neverwhere», 2017) и др. О работе над книгами Геймана Ридделл вспоминает как об увлекательном приключении: «Нил <…> подводит тебя к той или иной <…> сцене и позволяет тебе населить её, визуализировать <…> он предлагает тебе вообразить все это, представить себе спящих людей, которые вдруг начинают двигаться, выходят на улицы — то ли колдовство, то ли зомби-кино». | ||
Талантливый художник, Крис Ридделл рано добился успеха. В 1994 году за рисунки в книге Кэтрин Кейв «Something Else» Крис Ридделл впервые номинировался на медаль Кейт Гринуэй, а в 1997-м Ридделл и Кейв были удостоены самой первой международной премии ЮНЕСКО за детскую и юношескую литературу на службе толерантности (UNESCO Prize for Children's and Young People's Literature in the Service of Tolerance). В 2003 году эта книга была превращена в телевизионный комический сериал, который демонстрировался во многих странах мира. Кроме того, в том же 1997 году Крис Ридделл, как политический карикатурист, получил премию Macallan за лучший мультфильм о выборах в британский парламент. | Талантливый художник, Крис Ридделл рано добился успеха. В 1994 году за рисунки в книге Кэтрин Кейв «Something Else» Крис Ридделл впервые номинировался на [[Медаль Кейт Гринуэй|медаль Кейт Гринуэй]], а в 1997-м Ридделл и Кейв были удостоены самой первой международной премии ЮНЕСКО за детскую и юношескую литературу на службе толерантности (UNESCO Prize for Children's and Young People's Literature in the Service of Tolerance). В 2003 году эта книга была превращена в телевизионный комический сериал, который демонстрировался во многих странах мира. Кроме того, в том же 1997 году Крис Ридделл, как политический карикатурист, получил премию Macallan за лучший мультфильм о выборах в британский парламент. | ||
Безоговорочным признанием Ридделла в качестве мастера книжной иллюстрации стало присуждение ему в 2001 году медали Кейт Гринуэй (Kate Greenaway Medal) за цветные иллюстрации в книге Р. Платта «Дневник пирата. Записки Джейка Карпентера» (R. Platt «Pirate Diary: The Journal of Jake Carpenter», 2001). Ридделл стал первым с 1975 года иллюстратором познавательной книги, получившим эту награду. | Безоговорочным признанием Ридделла в качестве мастера книжной иллюстрации стало присуждение ему в 2001 году медали Кейт Гринуэй (Kate Greenaway Medal) за цветные иллюстрации в книге Р. Платта «Дневник пирата. Записки Джейка Карпентера» (R. Platt «Pirate Diary: The Journal of Jake Carpenter», 2001). Ридделл стал первым с 1975 года иллюстратором познавательной книги, получившим эту награду. | ||
Строка 73: | Строка 84: | ||
Среди других наград Ридделла — премии Nestlé Children's Book Prize и Nestlé Smarties Book Prize (одни из самых престижных книжных премий Великобритании, вручались в 1985–2007 годах), Costa Children's Book Award, Blue Peter Book Award (учреждена телепрограммой BBC «Blue Peter», вручалась с 2000 по 2022 год). | Среди других наград Ридделла — премии Nestlé Children's Book Prize и Nestlé Smarties Book Prize (одни из самых престижных книжных премий Великобритании, вручались в 1985–2007 годах), Costa Children's Book Award, Blue Peter Book Award (учреждена телепрограммой BBC «Blue Peter», вручалась с 2000 по 2022 год). | ||
В | В 2015 году Крис Ридделл был избран [[Waterstones Children's Laureate|Детским лауреатом]] (Children’s Laureate), получив серебряную медаль и крупное денежное вознаграждение от главного спонсора — книготорговой сети «Waterstone». Задачей Детского лауреата является защита прав ребёнка на чтение, на доступность детской книги. Ридделл посвятил свои два лауреатских года помощи детским библиотекам. В 2018 году он опубликовал альбом «Travels With My Sketchbook», в котором поделился своими впечатлениями от поездок по стране и выступлений перед читателями, прочими яркими событиями, которые произошли в его жизни в бытность Детским лауреатом. Доходы от продажи этой книги поступают в «Book Trust», крупнейшую британскую благотворительную организацию по поддержке детского чтения. С 2017 по 2020 год Крис Ридделл был президентом британской Ассоциации школьных библиотек (School Library Association). | ||
Общественная деятельность Криса Ридделла связана не только с детской книгой и детскими библиотеками. Много лет Ридделл является активным участником правозащитного движения «Amnesty International». В частности, он поддержал организацию, проиллюстрировав (вместе с другими известными художниками) книги «Dreams of Freedom» (2015), «We Are All Born Free» (2016), «Here I Stand» (2016) и создав книгу «My Little Book of BIG Freedoms» (2017). | Общественная деятельность Криса Ридделла связана не только с детской книгой и детскими библиотеками. Много лет Ридделл является активным участником правозащитного движения «Amnesty International». В частности, он поддержал организацию, проиллюстрировав (вместе с другими известными художниками) книги «Dreams of Freedom» (2015), «We Are All Born Free» (2016), «Here I Stand» (2016) и создав книгу «My Little Book of BIG Freedoms» (2017). | ||
Строка 79: | Строка 90: | ||
В 2019 году Крс Ридделл был награжден орденом Британской империи (The Most Excellent Order of the British Empire; ОВЕ) за заслуги в области иллюстрации и благотворительности. Ридделл сказал: «Я очень горжусь таким признанием, но чувствую смирение, когда думаю о действительно важной работе, проделанной учителями, библиотекарями и моими коллегами — писателями и иллюстраторами. Мы хотим, чтобы книги попали в руки детей, чтобы они могли открыть для себя великий дар — чтение для удовольствия. В эти смутные времена нам как никогда нужны замечательные детские книги!». | В 2019 году Крс Ридделл был награжден орденом Британской империи (The Most Excellent Order of the British Empire; ОВЕ) за заслуги в области иллюстрации и благотворительности. Ридделл сказал: «Я очень горжусь таким признанием, но чувствую смирение, когда думаю о действительно важной работе, проделанной учителями, библиотекарями и моими коллегами — писателями и иллюстраторами. Мы хотим, чтобы книги попали в руки детей, чтобы они могли открыть для себя великий дар — чтение для удовольствия. В эти смутные времена нам как никогда нужны замечательные детские книги!». | ||
Сегодня Крис Ридделл, один из самых востребованных современных британских иллюстраторов, живет с семьёй Брайтоне, рисует политические карикатуры для | Сегодня Крис Ридделл, один из самых востребованных современных британских иллюстраторов, живет с семьёй Брайтоне, рисует политические карикатуры для газеты «The Observer», пишет и иллюстрирует книги, встречается с читателями и выступает в защиту библиотек. | ||
==Крис Ридделл / Книги с иллюстрациями== | ==Крис Ридделл / Книги с иллюстрациями== | ||
Строка 398: | Строка 409: | ||
==О жизни и творчестве== | ==О жизни и творчестве== | ||
Макарова, А. Книжная графика: Крис Риддел / Анастасия Макарова. — Текст : электронный // Картинки и разговоры : сайт | *Макарова, А. Книжная графика: Крис Риддел / Анастасия Макарова. — Текст : электронный // Картинки и разговоры : сайт. | ||
The Edge Chronicles Paul. — Текст : электронный // The Official Website of the Bestselling «The Edge Chronicles» by Paul Stewart and Chris Riddell | *The Edge Chronicles Paul. — Текст : электронный // The Official Website of the Bestselling «The Edge Chronicles» by Paul Stewart and Chris Riddell. | ||
Summary Bibliography: Chris Riddell. — Текст : электронный // The Internet Speculative Fiction Database : сайт | *Summary Bibliography: Chris Riddell. — Текст : электронный // The Internet Speculative Fiction Database : сайт. | ||
Drabble, Е: Chris Riddell wins the Kate Greenaway medal with The Sleeper and the Spindle / Emily Drabble. — Текст : электронный // The Guardian : cайт | *Drabble, Е: Chris Riddell wins the Kate Greenaway medal with The Sleeper and the Spindle / Emily Drabble. — Текст : электронный // The Guardian : cайт. | ||
==Крис Ридделл / Экранизации== | ==Крис Ридделл / Экранизации== | ||
Something Else. Телевизионный мультипликационный сериал по одноимённой книге К. Кейв и К. Ридделла. Канада – Великобритания, 2003. | *Something Else. Телевизионный мультипликационный сериал по одноимённой книге К. Кейв и К. Ридделла. Канада – Великобритания, 2003. | ||
==Награды, премии== | ==Награды, премии== | ||
Строка 435: | Строка 446: | ||
*2019 — орден Британской империи (ОБЕ) / The Most Excellent Order of the British Empire (ОБЕ) за заслуги перед искусством иллюстрации и благотворительностью. | *2019 — орден Британской империи (ОБЕ) / The Most Excellent Order of the British Empire (ОБЕ) за заслуги перед искусством иллюстрации и благотворительностью. | ||
[[Category:Писатели]] | |||
[[Category:Иллюстраторы]] |