Мурзилка: различия между версиями
Klimkin (обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
Klimkin (обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
||
(не показано 45 промежуточных версий 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{#seo: | |||
|title=Журнал «Мурзилка» — ПроДетЛит | |||
|title_mode=replace | |||
|keywords=Журнал, Мурзилка, ПроДетЛит, prodetlit | |||
|description=Журнал «Мурзилка» – советский российский детский литературно-художественный журнал. Издается с 1924 года по настоящее время. История, иллюстрации, фотографии. | |||
|image=Murzilka.jpg | |||
|image_alt=Журнал «Мурзилка» | |||
}} | |||
'''Мурзилка''' – советский российский детский литературно-художественный журнал. | '''Мурзилка''' – советский российский детский литературно-художественный журнал. | ||
[[Файл:Murzilka.jpg|320px|thumb|Мурзилка]] | [[Файл:Murzilka.jpg|320px|thumb|Мурзилка]] | ||
Строка 6: | Строка 14: | ||
Впервые в России герой Мурзилка появился на страницах журнала «Задушевное слово» в 1887 году, когда популярными комиксами заинтерисовалось издательство Вольфа (Товарищество М. О. Вольфа); истории о Брауни были опубликованы в вольном переводе А.Б. Хвольсон, котора дала героям Палмера Кокса новые имена. И щеголь во фраке в сказке «Мальчик – с пальчик, девочка – с ноготок» стал носить имя Мурзилка. | Впервые в России герой Мурзилка появился на страницах журнала «Задушевное слово» в 1887 году, когда популярными комиксами заинтерисовалось издательство Вольфа (Товарищество М. О. Вольфа); истории о Брауни были опубликованы в вольном переводе А.Б. Хвольсон, котора дала героям Палмера Кокса новые имена. И щеголь во фраке в сказке «Мальчик – с пальчик, девочка – с ноготок» стал носить имя Мурзилка. | ||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Мурзилка"> | |||
Файл:Murzilka-6.jpg|Мурзилка Палмера Кокса | |||
Файл:Murzilka-7.jpg|Брауни. Худ. Палмер Кокс | |||
Файл:Murzilka-8.jpg|Царство малюток / А.Б. Хвольсон | |||
</gallery></center> | |||
Читателям и критикам настолько понравились маленькие эльфы, что в 1889 года выходит полноценное издание «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах А.Б. Хвольсон» со 182 рисунками П. Кокса. Книга не раз переиздавалась. | Читателям и критикам настолько понравились маленькие эльфы, что в 1889 года выходит полноценное издание «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах А.Б. Хвольсон» со 182 рисунками П. Кокса. Книга не раз переиздавалась. | ||
==История== | ==Мурзилка / История== | ||
Журнал «Мурзилка» был создан на основе приложения для детей к «Рабочей газете», которое выпускалось с 1923 года и называлось «Юные строители». Название журнала пришло из популярной в дореволюционное время книги «Царство малюток» (см. пред. главу), но буржуазный герой Мурзилка был заменен на беленькую собачку. Так раздел приложения для малышей «Красные маки» превратился в отдельный журнал «Мурзилка». | Журнал «Мурзилка» был создан на основе приложения для детей к «Рабочей газете», которое выпускалось с 1923 года и называлось «Юные строители». Название журнала пришло из популярной в дореволюционное время книги «Царство малюток» (см. пред. главу), но буржуазный герой Мурзилка был заменен на беленькую собачку. Так раздел приложения для малышей «Красные маки» превратился в отдельный журнал «Мурзилка». | ||
Строка 15: | Строка 31: | ||
В первом же выпуске журнала 16 мая 1924 года был опубликован рассказ А. А. Фёдорова-Давыдова «Мурзилкин первый день». Из этого рассказа мы узнаем, что Мурзилка - четвёртый щенок собаки Жучки, получивший кличку от слесаря Степана («Вот так песик! И шустрый же! Мурзилка да и только!»). | В первом же выпуске журнала 16 мая 1924 года был опубликован рассказ А. А. Фёдорова-Давыдова «Мурзилкин первый день». Из этого рассказа мы узнаем, что Мурзилка - четвёртый щенок собаки Жучки, получивший кличку от слесаря Степана («Вот так песик! И шустрый же! Мурзилка да и только!»). | ||
Журнал издавался при участии: Ал. Алтаева, О. В. Спандарян, А. Федорова-Давыдова и группы московских педагогов А. Пальмбах, В. Симонс, Я. Симонса. | Журнал издавался при участии: [[Ал. Алтаев|Ал. Алтаева]], О. В. Спандарян, А. Федорова-Давыдова и группы московских педагогов А. Пальмбах, В. Симонс, Я. Симонса. | ||
Постоянными рубриками планировались: 1) рассказы, очерки, сценки, сказки из мира животных; 2) стихотворения, басни; 3) маленькие пьески; 4) первые рассказы о явлениях природы, о животных и растениях: 5) очерки из области труда и производства; 6) занятия, игры, работы, самодельные игрушки из бросового материала; 7) шутки, задачи, загадки | Постоянными рубриками планировались: 1) рассказы, очерки, сценки, сказки из мира животных; 2) стихотворения, басни; 3) маленькие пьески; 4) первые рассказы о явлениях природы, о животных и растениях: 5) очерки из области труда и производства; 6) занятия, игры, работы, самодельные игрушки из бросового материала; 7) шутки, задачи, загадки | ||
Строка 21: | Строка 37: | ||
В образе собачки Мурзилка просуществовал на страницах журнала более десяти лет. Знакомый нам образ желтого Мурзилки в красном берете был создан художником Аминадавом Каневским в 1937 году. | В образе собачки Мурзилка просуществовал на страницах журнала более десяти лет. Знакомый нам образ желтого Мурзилки в красном берете был создан художником Аминадавом Каневским в 1937 году. | ||
В конце 1988 года у редакции «Мурзилки» появился свой литературный семинар, которым руководил детский писатель и сценарист Юрий Коваль. Благодаря этому семинару, который просуществовал до 1995 года, появилась новая смена постоянных авторов журнала. | {{цитата|автор=Мурзилка, №7, 1937 год|'''Экстренное сообщение''': «Наконец-то нашёлся Мурзилка. Его поймал художник [[Каневский Аминадав Моисеевич|Каневский]] и притащил в редакцию. Посмотри на обложку — там ты увидишь Мурзилкин портрет. <...> в следующих номерах ты увидишь приключения удивительного существа – Мурзилки.}} | ||
В 1940‑е и 1950‑е годы в издании стали работать Юрий Васнецов, [[Кокорин Анатолий Владимирович|Анатолий Кокорин]], Юрий Коровин, [[Конашевич Владимир Михайлович|Владимир Конашевич]], [[Аким Яков Лазаревич|Яков Аким]]. Журнал иллюстрировал Владимир Лебедев, сыгравший значительную роль в развитии искусства книжной графики. | |||
В 1970-е годы популярностью пользовалась новинка журнала - тематические номера, например «космический», «лесной» или «сказочный». Иногда целые выпуски были посвящены национальным литературам и произведениям авторов союзных и автономных республик. Также в журнале начали печатать повести зарубежных сказочников: [[Пройслер Отфрид|Отфрида Пройслера]], [[Мякеля Ханну|Ханну Мякеля]], [[Биссет Дональд|Дональда Биссета]], [[Линдгрен Астрид|Астрид Линдгрен]], [[Янссон Туве|Туве Янссон]]. | |||
В конце 1988 года у редакции «Мурзилки» появился свой литературный семинар, которым руководил детский писатель и сценарист [[Коваль Юрий Иосифович|Юрий Коваль]]. Благодаря этому семинару, который просуществовал до 1995 года, появилась новая смена постоянных авторов журнала. | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Мурзилка"> | |||
Файл:Murzilka-0 (1).jpg|Мурзилка на Красной площади | |||
Файл:Murzilka-0 (2).jpg|Мурзилка. Фестиваль «Красная площадь». [[Дружинина Марина Владимировна|Марина Дружиниа]], Виктор Лунин (в центре) | |||
Файл:Andrej Usachev i Murzilka.jpg|Писатель [[Усачев Андрей Алексеевич|Андрей Усачев]] и Мурзилка на фестивале «Красная площадь» 2018. | |||
</gallery></center> | |||
С 1985 года генеральный директор детского журнала «Мурзилка» – Татьяна Филипповна Андросенко (Заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов Москвы). | |||
==Критика Мурзилки в СССР== | ==Критика Мурзилки в СССР== | ||
Журнал неоднократно подвергался критике в советский период существования. В журнале «Детская литература» регулярно появлялись статьи с замечаниями к работе редакции. | Журнал неоднократно подвергался критике в советский период существования. В журнале «Детская литература» регулярно появлялись статьи с замечаниями к работе редакции. | ||
Строка 34: | Строка 69: | ||
{{цитата|автор=Детская литература, 1931 год|Более того, трудно было бы отрицать, что журналы «Мурзилка», «Огоньки», «Искорка» или «Зорька» — не в отдельных каких-либо частностях, а всем своим типом — очень похожи на «Светлячок» или «Солнышко». Авторы, поставляющие в эти журналы литературу низкопробного качества, ничем или почти ничем не отличаются от авторов «светлячков», и уж конечно было бы наивностью ожидать от них добропорядочного литературного влияния на вкусы ; ребят и на их продукцию.}} | {{цитата|автор=Детская литература, 1931 год|Более того, трудно было бы отрицать, что журналы «Мурзилка», «Огоньки», «Искорка» или «Зорька» — не в отдельных каких-либо частностях, а всем своим типом — очень похожи на «Светлячок» или «Солнышко». Авторы, поставляющие в эти журналы литературу низкопробного качества, ничем или почти ничем не отличаются от авторов «светлячков», и уж конечно было бы наивностью ожидать от них добропорядочного литературного влияния на вкусы ; ребят и на их продукцию.}} | ||
Журнал ругают, но оставляют надежду на исправление. | |||
{{цитата|автор=Детская литература, 1935 год|«Мурзилка» в 1935 г. в основном страдал почти всеми болезнями предыдущих лет. Плохо поставлен был в 1935 г. и раздел общественно-политической тематики. Как могло случиться, что в журнале не отмечены день Красной армии и стахановское движение? А годовщина Октябрьской пролетарской революции отмечена только картинкой демонстрации на обложке и портретами Ленина и Сталина в тексте. Рассказы, стихи, сказки на общественно-политические темы появляются на страницах, журнала лишь в порядке исключения.}} | |||
Об иллюстративной стороне журнала и характере технико-художественного оформления. | |||
{{цитата|автор=Детская литература, 1936 год|Очень раздражает масштабность рисунков; они часто уменьшаются до скрупулезных размеров, теряя все свое значение, как, например, иллюстрация Брея на странице 11 № 8 или Бордиченко на странице 13 № 9. Но самое страшное — репродукции цветных иллюстраций. Ну, право же, художнику здесь никак нельзя отвечать за себя, ибо он редко-редко увидит свои вещи в настоящем полиграфическом зеркале; зеркало это, обычно, на редкость кривое. Обложка худ. Штанге к №3 сдвоилась — краски не совпадают; картина худ. Кутателадзе «Товарищ Сталин руководит рабочей демонстрацией в Батуме в 1902 году» вся превратилась в грязные пятна;, чудесная репинская «Стрекоза» по цветовой гамме изменилась до неузнаваемости. Лучше выходят обложки, и это говорит о том, что журнал может повысить качество цветной меццо-тинтной печати. <...> На рисунке к «Последней торпеде» Петра Гаврилова (№ 3) художник изображает подводную лодку на море; но разве можно тут разобрать что-либо: вместо мостика и стоящих на нем людей — сплошная клякса акварельного затека.}} | {{цитата|автор=Детская литература, 1936 год|Очень раздражает масштабность рисунков; они часто уменьшаются до скрупулезных размеров, теряя все свое значение, как, например, иллюстрация Брея на странице 11 № 8 или Бордиченко на странице 13 № 9. Но самое страшное — репродукции цветных иллюстраций. Ну, право же, художнику здесь никак нельзя отвечать за себя, ибо он редко-редко увидит свои вещи в настоящем полиграфическом зеркале; зеркало это, обычно, на редкость кривое. Обложка худ. Штанге к №3 сдвоилась — краски не совпадают; картина худ. Кутателадзе «Товарищ Сталин руководит рабочей демонстрацией в Батуме в 1902 году» вся превратилась в грязные пятна;, чудесная репинская «Стрекоза» по цветовой гамме изменилась до неузнаваемости. Лучше выходят обложки, и это говорит о том, что журнал может повысить качество цветной меццо-тинтной печати. <...> На рисунке к «Последней торпеде» Петра Гаврилова (№ 3) художник изображает подводную лодку на море; но разве можно тут разобрать что-либо: вместо мостика и стоящих на нем людей — сплошная клякса акварельного затека.}} | ||
==Галерея обложек Мурзилки== | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Мурзилка"> | |||
Файл:Murzilka (1).jpg|Мурзилка. 1924. № 05 | |||
Файл:Murzilka (16).jpg|Мурзилка. 1925. № 04 | |||
Файл:Murzilka (3).jpg|Мурзилка. 1931. № 09-10 | |||
Файл:Murzilka (7).jpg|Мурзилка. 1934. № 01 | |||
Файл:Murzilka (2).jpg|Мурзилка. 1937. № 07 | |||
Файл:Murzilka (13).jpg|Мурзилка. 1943. № 01 | |||
Файл:Murzilka (15).jpg|Мурзилка. 1945. № 5-6 | |||
</gallery></center> | |||
<center><gallery perrow="" widths="180" heights="180" caption="Мурзилка"> | |||
Файл:Murzilka (14).jpg|Мурзилка. 1950. № 10 | |||
Файл:Murzilka (9).jpg|Мурзилка. 1959. № 01 | |||
Файл:Murzilka-2.jpg|Мурзилка. 1965. № 10 | |||
Файл:Murzilka-1.jpg|Мурзилка. 1972. № 12 | |||
Файл:Murzilka-3.jpg|Мурзилка. 1986. № 11 | |||
Файл:Murzilka (11).jpg|Мурзилка. 1990. № 04 | |||
Файл:Murzilka (10).jpg|Мурзилка. 1999. № 04 | |||
</gallery></center> | |||
==Издатели Мурзилки== | |||
*№ 1 1924 по № 8 1929 — издание «Рабочей газеты» | |||
*№ 9 1929 по № 12 1932 — Издательство ЦК ВКП(б) «Правда» | |||
*№ 1 1933 по № 12 1933 — ОГИЗ — «Молодая гвардия» | |||
*№ 1 1934 по № 9 1935 — Издательство детской литературы Детгиз (ОГИЗ — Детгиз) | |||
*№ 10 1935 по № 4 1936 — Детиздат | |||
*№ 5 1936 по № 6 1941 — Издательство детской литературы ЦК ВЛКСМ | |||
*№ 7 1941 по № 5 1991 — Москва : Молодая гвардия | |||
*№ 6 1991 по № 12 1991 — Издательство «Молодая гвардия» | |||
*№ 1 1992 по № 5 1996 — Акционерное общество «Молодая гвардия» | |||
*№ 7 1996 по № 11 1996 — Акционерное общество «Типография Новости» | |||
*№ 12 1996 — Товарищество с ограниченной ответственностью «Редакция журнала Мурзилка» | |||
==Ссылки== | ==Ссылки== | ||
*[https://murzilka.org/ Официальный сайт журнала «Мурзилка»] | *[https://murzilka.org/ Официальный сайт журнала «Мурзилка»] | ||
*[https:// | *[https://nebdeti.ru/magazines/magazine?scope=cd39c5df-ed7c-409d-b46c-54bf03a1c380 Журнал «Мурзилка» в] [[НЭБ.Дети]]. | ||
==См. также== | |||
*[[Доброе Утро (журнал)]] | |||
*[[Галчонок (журнал)]] | |||
*[[Забавы и рассказы (журнал)]] | |||
*[[Звёздочка (журнал)]] | |||
*[[Игрушечка (журнал)]] | |||
*[[Лучи (журнал)]] | |||
*[[Маяк (журнал)]] | |||
*[[Подснежник (журнал)]] | |||
*[[Родник (журнал)]] | |||
*[[Тропинка (журнал)]] | |||
[[Категория:Журналы]] |
Текущая версия от 00:34, 13 мая 2025
Мурзилка – советский российский детский литературно-художественный журнал.
Мурзилка до революции
В конце 19 века в американских журналах появились рисунки-комиксы о маленьких человечках брауни (Brownies) канадского художника-иллюстратора Палмера Кокса (Palmer Cox). Брауни были маленькими существами (домовыми), которые попадали в разные приключения. У каждого брауни была своеобразная внешность: русский, турок, человек с моноклем и в цилиндре и др. Был там и щеголь во фраке по имени Дэнди (Dude), который впоследствии и стал прототипом Мурзилки.
Впервые в России герой Мурзилка появился на страницах журнала «Задушевное слово» в 1887 году, когда популярными комиксами заинтерисовалось издательство Вольфа (Товарищество М. О. Вольфа); истории о Брауни были опубликованы в вольном переводе А.Б. Хвольсон, котора дала героям Палмера Кокса новые имена. И щеголь во фраке в сказке «Мальчик – с пальчик, девочка – с ноготок» стал носить имя Мурзилка.
- Мурзилка
Читателям и критикам настолько понравились маленькие эльфы, что в 1889 года выходит полноценное издание «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах А.Б. Хвольсон» со 182 рисунками П. Кокса. Книга не раз переиздавалась.
Мурзилка / История
Журнал «Мурзилка» был создан на основе приложения для детей к «Рабочей газете», которое выпускалось с 1923 года и называлось «Юные строители». Название журнала пришло из популярной в дореволюционное время книги «Царство малюток» (см. пред. главу), но буржуазный герой Мурзилка был заменен на беленькую собачку. Так раздел приложения для малышей «Красные маки» превратился в отдельный журнал «Мурзилка».
В первом же выпуске журнала 16 мая 1924 года был опубликован рассказ А. А. Фёдорова-Давыдова «Мурзилкин первый день». Из этого рассказа мы узнаем, что Мурзилка - четвёртый щенок собаки Жучки, получивший кличку от слесаря Степана («Вот так песик! И шустрый же! Мурзилка да и только!»).
Журнал издавался при участии: Ал. Алтаева, О. В. Спандарян, А. Федорова-Давыдова и группы московских педагогов А. Пальмбах, В. Симонс, Я. Симонса.
Постоянными рубриками планировались: 1) рассказы, очерки, сценки, сказки из мира животных; 2) стихотворения, басни; 3) маленькие пьески; 4) первые рассказы о явлениях природы, о животных и растениях: 5) очерки из области труда и производства; 6) занятия, игры, работы, самодельные игрушки из бросового материала; 7) шутки, задачи, загадки
В образе собачки Мурзилка просуществовал на страницах журнала более десяти лет. Знакомый нам образ желтого Мурзилки в красном берете был создан художником Аминадавом Каневским в 1937 году.
![]() |
Экстренное сообщение: «Наконец-то нашёлся Мурзилка. Его поймал художник Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку — там ты увидишь Мурзилкин портрет. <...> в следующих номерах ты увидишь приключения удивительного существа – Мурзилки. Мурзилка, №7, 1937 год |
![]() |
В 1940‑е и 1950‑е годы в издании стали работать Юрий Васнецов, Анатолий Кокорин, Юрий Коровин, Владимир Конашевич, Яков Аким. Журнал иллюстрировал Владимир Лебедев, сыгравший значительную роль в развитии искусства книжной графики.
В 1970-е годы популярностью пользовалась новинка журнала - тематические номера, например «космический», «лесной» или «сказочный». Иногда целые выпуски были посвящены национальным литературам и произведениям авторов союзных и автономных республик. Также в журнале начали печатать повести зарубежных сказочников: Отфрида Пройслера, Ханну Мякеля, Дональда Биссета, Астрид Линдгрен, Туве Янссон.
В конце 1988 года у редакции «Мурзилки» появился свой литературный семинар, которым руководил детский писатель и сценарист Юрий Коваль. Благодаря этому семинару, который просуществовал до 1995 года, появилась новая смена постоянных авторов журнала.
- Мурзилка
Мурзилка. Фестиваль «Красная площадь». Марина Дружиниа, Виктор Лунин (в центре)
Писатель Андрей Усачев и Мурзилка на фестивале «Красная площадь» 2018.
С 1985 года генеральный директор детского журнала «Мурзилка» – Татьяна Филипповна Андросенко (Заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов Москвы).
Критика Мурзилки в СССР
Журнал неоднократно подвергался критике в советский период существования. В журнале «Детская литература» регулярно появлялись статьи с замечаниями к работе редакции.
![]() |
Более того, трудно было бы отрицать, что журналы «Мурзилка», «Огоньки», «Искорка» или «Зорька» — не в отдельных каких-либо частностях, а всем своим типом — очень похожи на «Светлячок» или «Солнышко». Авторы, поставляющие в эти журналы литературу низкопробного качества, ничем или почти ничем не отличаются от авторов «светлячков», и уж конечно было бы наивностью ожидать от них добропорядочного литературного влияния на вкусы ; ребят и на их продукцию. Детская литература, 1931 год |
![]() |
Журнал ругают, но оставляют надежду на исправление.
![]() |
«Мурзилка» в 1935 г. в основном страдал почти всеми болезнями предыдущих лет. Плохо поставлен был в 1935 г. и раздел общественно-политической тематики. Как могло случиться, что в журнале не отмечены день Красной армии и стахановское движение? А годовщина Октябрьской пролетарской революции отмечена только картинкой демонстрации на обложке и портретами Ленина и Сталина в тексте. Рассказы, стихи, сказки на общественно-политические темы появляются на страницах, журнала лишь в порядке исключения. Детская литература, 1935 год |
![]() |
Об иллюстративной стороне журнала и характере технико-художественного оформления.
![]() |
Очень раздражает масштабность рисунков; они часто уменьшаются до скрупулезных размеров, теряя все свое значение, как, например, иллюстрация Брея на странице 11 № 8 или Бордиченко на странице 13 № 9. Но самое страшное — репродукции цветных иллюстраций. Ну, право же, художнику здесь никак нельзя отвечать за себя, ибо он редко-редко увидит свои вещи в настоящем полиграфическом зеркале; зеркало это, обычно, на редкость кривое. Обложка худ. Штанге к №3 сдвоилась — краски не совпадают; картина худ. Кутателадзе «Товарищ Сталин руководит рабочей демонстрацией в Батуме в 1902 году» вся превратилась в грязные пятна;, чудесная репинская «Стрекоза» по цветовой гамме изменилась до неузнаваемости. Лучше выходят обложки, и это говорит о том, что журнал может повысить качество цветной меццо-тинтной печати. <...> На рисунке к «Последней торпеде» Петра Гаврилова (№ 3) художник изображает подводную лодку на море; но разве можно тут разобрать что-либо: вместо мостика и стоящих на нем людей — сплошная клякса акварельного затека. Детская литература, 1936 год |
![]() |
Галерея обложек Мурзилки
- Мурзилка
- Мурзилка
Издатели Мурзилки
- № 1 1924 по № 8 1929 — издание «Рабочей газеты»
- № 9 1929 по № 12 1932 — Издательство ЦК ВКП(б) «Правда»
- № 1 1933 по № 12 1933 — ОГИЗ — «Молодая гвардия»
- № 1 1934 по № 9 1935 — Издательство детской литературы Детгиз (ОГИЗ — Детгиз)
- № 10 1935 по № 4 1936 — Детиздат
- № 5 1936 по № 6 1941 — Издательство детской литературы ЦК ВЛКСМ
- № 7 1941 по № 5 1991 — Москва : Молодая гвардия
- № 6 1991 по № 12 1991 — Издательство «Молодая гвардия»
- № 1 1992 по № 5 1996 — Акционерное общество «Молодая гвардия»
- № 7 1996 по № 11 1996 — Акционерное общество «Типография Новости»
- № 12 1996 — Товарищество с ограниченной ответственностью «Редакция журнала Мурзилка»