Кошкин Александр Арнольдович


Александр Арнольдович Кошкин — художник, педагог. Член московского отделения Союза художников России, профессор кафедры графических искусств РГХПУ имени С. Г. Строганова.

Александр Кошкин
Александр Кошкин
Александр Кошкин
Имя при рождении Александр Кошкин
Дата рождения 24.07.1952
Место рождения Москва
Гражданство СССР, Российская Федерация
Род деятельности художник-иллюстратор


Александр Кошкин / Биография

Александр Кошкин появился на свет в Москве 24 июля 1952 года. Художник вспоминает, что кисть и карандаш стали его спутниками уже в трёхлетнем возрасте. Значительную роль в становлении его таланта сыграл двоюродный дед, Сергей Петрович Тургенев, преподаватель архитектурного института. В памяти Александра сохранились детские впечатления от дедовой коллекции альбомов по искусству. Эти редкие издания, собранные в конце 1960-х, открывали для него мир прекрасного. Именно в это время он открыл для себя сюрреализм и проникся им. Он часами рассматривал репродукции картин Макса Эрнста и других представителей этого направления. Их работы стали для него настоящим откровением, и он возвращался к ним снова и снова.

С 1963 года, движимый мечтой о карьере художника, Александр Кошкин начал обучение в художественной школе при Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова, а затем продолжил обучение на графическом факультете этого же института, где его наставниками были известные художники-графики О. М. Савостюк и Н. А. Пономарёв.

Во время учёбы в институте Александр Кошкин начал карьеру иллюстратора. Его работы можно было увидеть на выставках московских книжных графиков, начиная с 1973 года. Первые гонорары, по воспоминаниям художника, были вполне достойными — 7 рублей 30 копеек за пару рисунков. На третьем курсе он проиллюстрировал сказку А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и выполнил рисунке к пьесе «Три сестры» А. Чехова. Несмотря на сдержанную оценку преподавателя, работы молодого художника были высоко оценены искусствоведами.

В 1976 году он окончил институт и в качестве дипломной работы представил плакат к балету И. Стравинского «Петрушка» и серию иллюстраций к философской сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Уже в дипломной работе А. Кошкина заметна его любовь к изысканным и смелым цветовым решениям. Иллюстрации к «Маленькому принцу» поражают своей объёмностью и энергией. Они не просто нарисованы, а словно живут своей жизнью, выплёскиваясь за рамки страниц, обжигая и завораживая. Художник наполняет их такой полнотой красок и театральностью, что они захватывают всё внимание.

Александр Кошкин считает, что его стиль в книжной иллюстрации стал результатом несогласия с господствовавшей в 60–70-е годы графической традицией, которая, по его мнению, исчерпала себя. Он стремился к более богатым и разнообразным изобразительным средствам, к более тонкой разработке образов, к созданию пространства и глубины в работе. Появление лазерных цветокорректоров и других технологических новинок в издательском деле открывали перспективу создания иллюстраций, приближенных по выразительности к живописи. Молодой художник понял, что иллюстрация может быть настоящим искусством, но при этом обладать значительным преимуществом перед живописным полотном — массовостью. Доступность детских книг с иллюстрациями, в отличие от дорогих художественных альбомов, позволяла донести произведение искусства, созданное с полной самоотдачей, до широкой аудитории читателей.


  Детская книжка с картинками — единственная форма искусства, которая успешно соперничает с видеопродукцией, поп-музыкой, кино и телевидением, противостоит им. К иллюстрациям можно многократно возвращаться, пересматривать их, в них есть высоко ценимая нынче рукотворность. Сила их воздействия просто удивительна.

Александр Кошкин

 


Иллюстрации А. Кошкина к «Балладам» В. А. Жуковского, опубликованным в 1978 году издательством «Детская литература», принесли ему известность и стали одной из ранних значимых работ. Рисунки к «Балладам» не просто иллюстрации, а самодостаточные произведения искусства, создающие собственную вселенную, которая обогащает поэтический текст. Каждый рисунок уникален, выполнен в своей неповторимой манере и наполнен множеством деталей, которые пугают и завораживают, требуя пристального внимания и погружения.

В 2011 году сборник был удостоен чести быть переизданным в знаменитой серии «Шедевры книжной иллюстрации» издательства «Рипол Классик», что свидетельствует о его высоком художественном уровне. Читатели отмечают, что приглушённые, преимущественно зеленовато-синие иллюстрации А. Кошкина, пронизанные ощущением настороженности и скрытой тайны, превосходно дополняют мистическую атмосферу книги. Их сдержанная палитра, лишённая кричащих красок, словно погружает в мир тревожной загадки, многократно усиливая впечатление от сборника.

В начале 1980-х годов А. Кошкин выполнил иллюстрации к сказке В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке». По мнению специалистов, художник в своей работе сумел мастерски воссоздать дух и настроение сказки. Иллюстрации А. Кошкина, напоминающие фантазии из детских снов, вызывают смешанные чувства восхищения и тревоги. Они изображают мир, существующий по своим собственным, нелогичным законам, мир чуждый и необычный. Художник превратил миниатюрную вселенную колокольчиков, молоточков и металлических пружинок в нечто волшебное, покрыв её слоем ослепительной позолоты. Сияние, исходящее от металла, настолько яркое, что, кажется, будто блики застыли на его поверхности, обретая реальность. А бесконечная череда арок, узкие, петляющие улочки с однотипными домиками, чьи крыши украшены морскими раковинами, создают иллюзию бесконечного зеркального лабиринта, где невозможно найти ни вход, ни выход.

В 1981 году издательство «Детская литература» доверило молодому художнику иллюстрирование сказочной повести А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Эта сказка, с её стремительным развитием, неожиданными событиями и захватывающими приключениями, будоражит воображение и вдохновляет на создание разнообразных визуальных образов. Неудивительно, что она так часто привлекала внимание художников, среди которых такие известные имена, как Л. Владимирский, А. Кокорин, Г. Огородников, А. Елисеев, М. Скобелев.

Доктор исторических наук Л. Звонарёва отмечает, что именно благодаря Александру Кошкину образ Буратино приобрёл особую, индивидуальную трактовку. По её мнению, художник увидел в истории о непоседливом мальчике не просто детскую сказку, а глубокую философскую аллегорию о вечном конфликте между творческим духом и косностью бюрократии, а также приземлённым взглядом обывателей. Используя в своих работах элементы и образы из европейского искусства разных периодов, он, подобно автору сказки, познакомил юных читателей с богатым наследием мировой культуры. К примеру, образ толстого трактирщика с глупым выражением лица перекликается с персонажами полотен П. Брейгеля Старшего. А заяц, на котором едет Пьеро, выглядит так, словно сошел с гравюры А. Дюрера. По её мнению, художник намеренно преувеличивает черты отрицательных персонажей, чтобы подчеркнуть уязвимость кукол, чья хрупкость и печаль, отражённая в фарфоровых лицах, становится особенно заметной.



Некоторые критики отмечают, что иллюстрации Кошкина вносят в произведение А. Толстого новые смысловые оттенки. Озорная детская история в его интерпретации расцветает драматическими красками. Изображения злодеев производят отталкивающее впечатление. Карабас-Барабас пугает своим звериным оскалом и неопрятной бородой, а Дуремар напоминает зловещего обитателя болот. Однако существует и противоположная точка зрения, согласно которой иллюстрации А. Кошкина просто восхитительны. Их сложная графика, изысканность и многоплановость покоряют с первого взгляда, а цвета картин словно гипнотизируют. Персонажи оживают на страницах, передавая богатую палитру эмоций и чувств, что делает их не просто картинками, а живыми участниками повествования. Иллюстрации художника пленяют воображение читателей, раскрывая перед ними мир глубоких метафор и изысканных образов. В каждой детали чувствуется поэтичность и неповторимый авторский почерк, а легкая грусть придает им философскую глубину. Волшебство этих работ не развлекает, а словно приглашает к тихим размышлениям.

Искусствовед Л. С. Кудрявцева отмечает новаторский подход художника к визуальному воплощению персонажей сказки А. Толстого. Она считает, что он намеренно использует эклектику, смешивая разные стили (полистилизм) в трактовке образов и создании сложных композиционных решений. В дополнение к иллюстрациям в книге, Александр Арнольдович уделил особое внимание плакату-вкладышу. Он разработал его как настоящую галерею персонажей, где каждый герой изображён в уникальной манере, отражающей его внутренний мир и особенности. Многим читателям запомнилась утончённая кукла Мальвина, словно сошедшая с витрины антикварного магазина, меланхоличный Пьеро, знакомый всем любителям театра, гротескный Карабас-Барабас, воплощающий зло, и, конечно, Буратино — неподражаемый деревянный мальчик с длинным, гибким, но крепким носом-сучком. Л. С. Кудрявцева акцентирует внимание на том, что созданный А. Кошкиным образ Буратино и других героев сказки А. Толстого представляет собой самую современную и яркую интерпретацию этой известной истории. Работа художника оказала огромное влияние на детскую иллюстрацию 1980-х годов.

В 1982 году иллюстрации к сказке А. Толстого были удостоены бронзовой медали на престижной международной выставке книжного искусства IBA в Лейпциге.

В 1983 году, благодаря иллюстрациям А. Кошкина, новые краски обрели сказки Л. Кэрролла, Р. Киплинга, А. А. Милна и Дж. М. Барри. Его работы украсили сборник, вышедший в знаменитой серии «Библиотека мировой литературы для детей» издательства «Детская литература».

Большой читательский интерес вызвали иллюстрации художника, выполненные к сказочной повести С. В. Михалкова «Сон с продолжением», которая увидела свет в 1984 году в издательстве «Детская литература». Специалисты в области книжной иллюстрации считают, что благодаря оформлению А. Кошкина сказка обрела таинственный и мистический оттенок. Его рисунки кардинально меняют восприятие текста, превращая чтение в неторопливое и тревожно-яркое погружение в иную, дивно странную реальность.

В 2004 году А. Кошкин проиллюстрировал знаменитые «Уральские сказы» П. П. Бажова для издательства «Эгмонт» (Издательский дом «Лев»). Мастерски выполненные в реалистичной манере, красочные иллюстрации художника передают тонкий лиризм сказов П. П. Бажова и акцентируют внимание на неповторимом колорите старинных уральских преданий.



В 2005 году сотрудничество с издательством «Эгмонт» продолжилось. Неожиданным и приятным событием для книголюбов стал выход сказки «Приключения Алисы в Стране чудес» Л. Кэрролла в пересказе Б. В. Заходера. Сказка Л. Кэрролла представляет собой настоящий вызов для иллюстратора, ведь за причудливыми образами, головоломными диалогами и ребусами скрывается глубокий и многослойный смысл. Разобраться во всех хитросплетениях этой истории непросто. По мнению многих родителей и воспитателей, главная героиня получилась невероятно живой среди фантастических персонажей сказки. Художнику удалось передать радость жизни и всю полноту ощущений ребёнка, попавшего в чудесный мир. В течение многих лет творчество А. Кошкина охватывало не только иллюстрирование авторских сказок, но и работу над оформлением произведений народного фольклора. Большую известность приобрели его иллюстрации к сказкам: «Аладдин» и волшебная лампа», «Мудрый Жиренше и красавица Карашаш», «Василиса Прекрасная», а также к сборникам сказок «Хозяин моря» и «Тысяча и одна ночь».

В 2011 году читатели увидели новую версию русской народной сказки «Теремок» с иллюстрациями А. Кошкина, выпущенную издательством «Серафим и София». Художник отважился на невероятно трудную работу: вдохнуть свежее дыхание в сказку, которую представили в своих иллюстрациях многие выдающиеся мастера книжной графики.

Прежде чем взяться за иллюстрации, Александр Арнольдович погрузился в мир русской старины, скрупулезно изучая народное искусство и быт. Это позволило ему не только самому проникнуться богатым наследием, но и передать его красоту юным читателям.

Эта работа, как и другие произведения книжной графики художника, отличается редким чувством гармонии и меры. Герои А. Кошкина очаровательны и смешны, но при этом лишены преувеличения и приторности. Художник наделяет каждого персонажа, даже самого крошечного, неповторимой индивидуальностью. А изящные рамки из полевых цветов и трав, окружающие иллюстрации, словно приглашают юного читателя отправиться на поиски этих растений в ближайший парк или лес. Работа Александра Кошкина над иллюстрациями к русской народной сказке «Теремок» была отмечена высокой наградой — Серебряной медалью Российской Академии художеств.

Александр Кошкин активно сотрудничал с европейскими издательствами. В 1986 году в Англии с его иллюстрациями вышли книги: «Герои, чудовища и иные миры в русской мифологии» и И. В. Гёте «Ученик чародея». Для испанского издательства «Anaya» московский художник проиллюстрировал двухтомное издание Р. Киплинга «Книга джунглей». В 1990 году в Италии были выпущены знаменитые «Сказки братьев Гримм». Также А. Кошкин работал с известными американскими издательствами «Clarion Books» и «HarperCollins». Для «Clarion Books» Александр Арнольдович, проиллюстрировал книги библейской тематики, в том числе «О Валааме и его ослице». Издательство «HarperCollins» выпустило три книги с иллюстрациями А. Кошкина: «Василиса Прекрасная», «Скажи что-нибудь» М. Штольц, «Украденный гром: скандинавские мифы». В 1992 год русская народная сказка «Василиса Прекрасная» получила признание в США, была включена в список ста лучших детских книг 1992 года. Издательство «Тропа» выпустило переиздание этой книги в России.

Искусствоведы, изучающие работы А. Кошкина, чаще всего относят его творчество к сюрреализму. Его сложные и причудливые образы, словно сошедшие со страниц сновидений, завораживают зрителя. В работах художника часто встречаются лирические мотивы, переосмысление классических сюжетов и глубокое понимание психологии персонажей и их взаимоотношений. Александр Кошкин обладает уникальным стилем, который идеально подходит для иллюстрации сказок. Он наделяет героев и их окружение загадочной и немного пугающей атмосферой, словно из потустороннего мира. Подобно Н. Гольц, он превращает страницы книги в захватывающее зрелище. Его иллюстрации часто напоминают театральные постановки или застывшие кадры из фильмов и мультфильмов, благодаря тщательно выстроенным композициям.

Работы художника полны неожиданных комбинаций, метафор и символов, создающих ощущение ирреальности. Мастер намеренно искажает пропорции и перспективу, играя с объёмами и формами, чтобы погрузить зрителя в мир абсурда и иллюзий. Этот прием усиливает драматизм и эмоциональное воздействие произведения. Его утончённый авторский почерк проявляется в живописности работ, выполненных в приглушённой палитре с преобладанием глубоких коричневых и жёлтых оттенков. Иллюстрации А. Кошкина отличаются поразительной оригинальностью и глубиной. Он мастерски создает запоминающиеся, многогранные образы, проникая в самую суть характеров и взаимоотношений между персонажами. Его психологически точные интерпретации особенно заметны в изображении отрицательных героев. Преувеличивая недостатки до абсурда, автор разоблачает их истинную сущность, показывая, насколько они жалки и бессильны.

По мнению многих специалистов, А. Кошкин не идеализирует детство, а видит в ребёнке будущего взрослого. Он — художник мыслящий и целеустремленный, что позволяет ему чётко формулировать задачи и успешно их решать.

Благодаря иллюстрациям А. Кошкина, детская книга обретает новые грани. Они не только расширяют детское воображение и понимание, но и стимулируют развитие эмоционального интеллекта. Сюрреалистические образы, игра с пропорциями и смелые цветовые решения разрушают стереотипы, показывая, что в творчестве нет границ. Эти необычные иллюстрации надолго остаются в памяти, формируя уникальный читательский опыт.

Александр Кошкин внёс значительный вклад в развитие современной книжной иллюстрации, создав ряд выдающихся работ. Его иллюстрации к таким известным произведениям, как «Золотой ключик или Приключения Буратино» А. Н. Толстого, «Городок в табакерке» В. Ф. Одоевского и «Цветы мечты уединённой» В. А. Жуковского, разошлись миллионными тиражами и стали настоящей классикой.

Многие ценители книжной иллюстрации восхищаются творчеством художника, находя его глубоким, метафоричным и исполненным тонкого вкуса. В работах А. Кошкина ощущается поэтичность, уникальность и философская грусть, а волшебство не развлекает, а погружает в размышления. Персонажи оживают на страницах, передавая богатую палитру эмоций и чувств, что делает их не просто картинками, а живыми участниками повествования.

Значимость работ Александра Арнольдовича подтверждается признанием профессионального сообщества. Многие из проиллюстрированных им книг отмечены многочисленными дипломами и медалями всероссийских и международных конкурсов. В 2001 году А. Кошкин стал заслуженным художником России. Три года спустя, в 2004 году, его кандидатура была выдвинута на соискание Премии имени Ханса Кристиана Андерсена.

В 2008 году за иллюстрации к роману Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес» (2005) художник был включён в Почётный список Международного совета по детской книге (IBBY Honour List). Его талант неоднократно отмечался Серебряной медалью Российской Академии художеств.

С 2005 года А. Кошкин преподает в РГХПУ имени С. Г. Строганова, являясь профессором кафедры графических искусств. Художник воспитал целое поколение талантливых иллюстраторов. Среди его учеников — Я. Седова, Т. Лапонкина, Д. Никифорова, чьи работы хорошо известны и любимы ценителями хорошей детской книги.

Александр Кошкин / Книги

  • Аладдин и волшебная лампа : арабская сказка / пересказ М. Салье ; худож. А. Кошкин. — Москва : Детская литература, 1978. — 48 с. : ил.
  • Жуковский, В. А. Баллады / В. А. Жуковский ; предисл. К. Пигарева ; худож. А. Кошкин. — Москва : Детская литература, 1978. — 40 с. : ил. — (Школьная библиотека. Для средней школы).
  • Лифшиц, В. А. Лес не без добрых зверей : пьесы / В. А. Лифшиц, И. Н. Кичанова ; худож. А. Кошкин. — Москва : Детская литература, 1978. — 176 с. : ил.
  • Гром, греми по горам : из детского фольклора Дагестана / пер. Ф. Скудра ; худож. А. Кошкин. — Москва : Детская литература, 1979. — 23 с. : ил.
  • Одоевский, В. Ф. Городок в табакерке : сказка / В. Ф. Одоевский ; худож. А. Кошкин. — Москва : Детская литература, 1981. — 24 с. : ил.
  • Толстой, А. Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино / А. Н. Толстой ; худож. А. Кошкин. — Москва : Детская литература, 1981. — 175 с. : ил.
  • Аладдин и волшебная лампа : арабская сказка / пересказ М. Салье ; худож. А. Кошкин. — Москва : Искусство, 1982. — 48 с. : ил.
  • Кэрролл, Л. Приключения Алисы в Стране Чудес / Л. Кэрролл ; сост. Ю. Кондратьева ; худож. А. Кошкин. — Москва : Детская литература, 1983. — 542 с., 8 л. ил. — (Библиотека мировой литературы для детей ; Т. 40).
  • Толстой, А. Н. Золотой ключик или Приключения Буратино / А. Толстой; худож. А. А. Кошкин. — Калининград : Книжное издательство, 1983. — 150 с. : ил.
  • Жуковский, В. А. Баллады / В. А. Жуковский ; художник А. Кошкин. — Калининград : Книжное издательство, 1984. — 14 с. : ил.
  • Жуковский, В. А. Цветы мечты уединенной : стихотворения и баллады / В. А. Жуковский ; худож. А. Кошкин ; сост., авт. вступ. ст. и примеч. В. И. Коровин. — Москва : Детская литература, 1984. — 254 с. : ил.
  • Михалков, С. В. Сон с продолжением : повесть-сказка / С. В. Михалков ; худож. А. Кошкин. — Москва : Детская литература, 1984. — 56 с. : ил.
  • Толстой, А. Н. Золотой ключик, или приключения Буратино / А. Н. Толстой ; худож. А. Кошкин. — Москва : Детская литература, 1984. — 175 с. : ил.
  • Хозяин моря : сказки эскимосов / пересказ В. Глоцера, Г. Снегирева ; худож. А. Кошкин. — Москва : Детская литература, 1986. — 48 с. : ил.
  • Мудрый Жиренше и красавица Карашаш : казахская сказка / пересказ Б. Ряховского ; худож. А. Кошкин. — Москва : Детская литература, 1987. — 16 с. : ил.
  • Одоевский, В. Ф. Городок в табакерке : сказка / В. Ф. Одоевский ; худож. А. Кошкин. — Москва : Детская литература, 1988. — 24 с. : ил.
  • Толстой, А. Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино / А. Н. Толстой ; худож. А. Кошкин. — Москва : Детская литература, 1988. — 175 с. : ил.
  • Тысяча и одна ночь : арабские сказки / [Сов. дет. фонд им. В. И. Ленина ; предисл. М. Салье ; иллюстрации А. Кошкина]. — Москва : Дом, 1989. — 303 с. : ил.
  • Василиса Прекрасная : русская народная сказка / худож. А. Кошкин. — Москва : Тропа, 1992. — 31 с. : ил.
  • Сент-Экзюпери, Антуан де. Маленький принц : сказка / А. де Сент-Экзюпери ; пер. с фр. Н. Галь ; худож. А. Кошкин. — Москва : Золотой петушок: Детская литература, 1994. — 87 с. : ил. — (Золотой петушок).
  • Кэрролл, Л. Приключения Алисы в Стране Чудес / Л. Кэрролл ; пересказ Б. В. Заходера. Сказки ; Маугли / Р. Киплинг ; пересказ И. П. Токмаковой. Винни-Пух и все-все-все / А. А. Милн ; пересказ Б. В. Заходера. Питер Пэн / Д. М. Барри ; пересказ И. П. Токмаковой ; коммент. Ю. Кондратьевой ; худож. А. Кошкин. — Москва : Детская литература, 1995. — 511 с. : ил — (Библиотека мировой литературы для детей ; Вып. 2. Т. 10).
  • Вейфер, Р. Данте : роман / Рихард Вейфер ; пер. с нем. Л. Ильина ; худож. А. Кошкин. — Москва : Армада, 1998. — 378 с. : ил. — (Великие писатели в романах).
  • Барри, Д. М. Питер Пэн : на англ. яз. / Д. М. Барри ; предисл. Н. Демуровой ; худож. А. А. Кошкин. — Москва : Радуга, 2000. — 215 с. : ил.
  • Гете, И. В. Фауст : трагедия / И. В. Гете ; вступ. ст. Р. Ю. Данилевского ; худож. А. А. Кошкин. — Москва : Синергия: Московские учебники, 2002. — 478 с. : ил., 1 л. поpтp. — (Новая школьная библиотека).
  • Бажов, П. П. Уральские сказы / П. П. Бажов ; худож. А. Кошкин. — Москва : Эгмонт Россия Лтд., 2004. — 168 с. : ил.
  • Кэрролл, Л. Приключения Алисы в Стране чудес / Льюис Кэрролл ; сказку Льюиса Кэрролла рассказывает Борис Заходер ; худож. Александр Кошкин. — Москва : Эгмонт, 2005. — 168 с. : ил.
  • Одоевский, В. Ф. Городок в табакерке : сказка / В. Ф. Одоевский ; худож. А. Кошкин. — Москва : Серафим и София, 2007. — 27 с. : ил.
  • Толстой, А. Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино / А. Толстой ; вступ. ст. Л. Звонаревой ; ил. А. Кошкина. — Москва : Серафим и София, 2008. — 207 с. : ил.
  • Чуковский, К. И. Сказки / Корней Чуковский ; [худож. Александр Кошкин]. — Москва : Эгмонт, 2008. — 79 с. : ил. — (Золотая классика).
  • Жуковский, В. А. Баллады / В. А. Жуковский ; худож. А. Кошкин. — Москва : Рипол Классик, 2011. — 40 с. : ил. — (Шедевры книжной иллюстрации).
  • Кэрролл, Л. Приключения Алисы в Стране чудес / Льюис Кэрролл ; [пер. с англ. Н. М. Демуровой] ; худож. Александр Кошкин. — Москва : Серафим и София, 2011. — 135 с. : ил. — (Сказки Премудрого сверчка).
  • Василиса Прекрасная : русская народная сказка в обраб. А. Н. Афанасьева / ил. А. Кошкина. — Москва : Серафим и София, 2011. — 35 с. : ил. — (Сказки Премудрого Сверчка).
  • Теремок : русская народная сказка / худож. А. Кошкин. — Москва : Серафим и София, 2011. — 23 с. : ил. — (Сказки Премудрого сверчка).
  • Жуковский, В. А. Баллады / В. А. Жуковский ; худож. Александр Кошкин. — Москва : РИПОЛ классик, 2014. — 39 с. : ил. — (Чудеса бывают!).
  • Кэрролл, Льюис. Алиса в Стране чудес / Льюис Кэрролл ; [перевод Н. М. Демуровой ; стихотворения в переводах С. Я. Маршака, Д. Г. Орловской, О. А. Седаковой] ; иллюстрации Александра Кошкина. — Москва : АСТ, 2018. — 144 с. : ил.
  • Кэрролл, Льюис. Алиса в Стране Чудес / Льюис Кэрролл ; иллюстрации Александра Кошкина ; [перевод с английского Н. М. Демуровой]. — Москва : АСТ, 2018. — 144 с. : ил. — (Лучшие сказки мира) (Малыш).
  • Кэрролл, Льюис. Алиса в Стране Чудес / Льюис Кэрролл ; иллюстрации А. Кошкина ; [пер. с англ. Н. М. Демуровой]. — Москва : АСТ, 2019. — 191 с. : ил. — (Детская иллюстрированная классика) (Малыш).

О жизни и творчестве

  • Герчук, Ю. Непослушные наследники : [о творческой манере А. Кошкина] / Ю. Герчук // Детская литература. — 1984. — № 2. — С. 58–64. — (Художник и книга).
  • Диплом IBBY : [по итогам голосования в Почётном листе IBBY-2008 Россия будут представлены писатель С. Махотин, художник А. Кошкин, переводчик О. Мяэотс // Библиотека в школе : газ. изд. дома «Первое сентября». — 2007. — 1–15 мая. — С. 21.
  • Звонарёва, Л. У. Золотой ключик к воротам в мировую культуру // Толстой, А. Н. Золотой ключик, или Приключения Буратино / А. Толстой ; вступ. ст. Л. Звонарёвой ; ил. А. Кошкина. — Москва : Серафим и София, 2008. — С. 4–6.
  • Ельшевская, Г. «Ручка, ножка, огуречик…». «Люди» и «человечки» в детской книге / Г. Ельшевская // Детская литература. — 1992. — № 2-3. — С. 54–59.
  • Козорезенко, П. П. Золотой ключик Александра Кошкина от двери в мир сказок / П. П. Козорезенко (ст.), П. П. Козорезенко (мл.) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ имени С. Г. Строганова. — 2018. — № 3-1. — С. 263–267.
  • Кошкин, А. А. Александр Кошкин: на новом этапе / Александр Кошкин ; беседу вёл Дмитрий Яковлев // Детская литература. — 2003. — №4-5. — С. 106–112. — (Художник и книга).
  • Кошкин, А. А. Мастерская Александра Кошкина 10 лет спустя : [интервью с заслуженным художником А. Кошкиным] / А. Кошкин ; беседовал Г. Махашвили // ХиП : художник и писатель в детской книге, 2011. — № 8. — С. 26–29. — (ХиП-Беседы).
  • Александр Кошкин // ХиП: художник и писатель в детской книге.— 2012. — №14.— С. 6–12. — (Художник номера).
  • Кудрявцева, Л. С. Собеседники поэзии и сказки : об искусстве художников детской книги / Л. С. Кудрявцева. — Москва : Московские учебники и Картолитография, 2008. — 287 с. : ил., цв. ил., портр., факс.
  • Мастера Строгановской школы, 1945-2015 : творческая монография : юбилейное издание / Московская гос. худож.-пром. акад. им. С. Г. Строганова ; [науч. ред. А. Н. Лаврентьев]. — Москва : [б. и.], 2015. — 471 с. : ил.
  • Махашвили, Г. Теремок : [иллюстрации А. Кошкина к русской народной сказке «Теремок» ] / Георгий Махашвили // Теремок : Серафим и София, 2011. — С. 2.
  • Солоненко, В. К. Конкурс Искусство книги, 1958-1997 / В. К. Солоненко. — Москва : Арт-Волхонка, 2013. — 455 с. : ил., цв. ил., портр., факс.
  • Шэн, К. Акварель в отечественной детской книжной иллюстрации 1980-х годов / К. Шэн // Искусство и диалог культур : сборник научных трудов XIV Международной межвузовской научно-практической конференции (02 апреля 2021 года). — Санкт-Петербург : Астерион, 2021. — С.188–294.
  • Шэн, К. Техника акварели в иллюстрациях детской книги 1980-2020 годов советских и современных российских художников / К. Шэн // Обсерватория культуры — 2021. — Т. 18. — № 6. — С. 648–661.
  • Яковлев, Д. Предпочтения Александра Кошкина / Дмитрий Яковлев // Детская литература. — 1994. — № 3. — С. 64–70. — (Художник и книга).
  • Яковлев, Д. Заветы романтизма : [в то числе о творчестве А. Кошкина] / Дмитрий Яковлев // Детская литература. — 1997. — № 2. — С. 84–93.
  • Кошкин Александр Арнольдович. — Текст : электронный // Российская Академия художеств : сайт.

Награды, премии

  • 1981 — диплом II степени XXIII Всесоюзного конкурса «Искусство книги» (за иллюстрации к книге А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»).
  • 1982 — бронзовая медаль Лейпцигской книжной ярмарки (за создание серии иллюстраций к книге А. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино», 1975).
  • 1996 — специальный диплом (диплом Российской академии художеств) XXXV Всероссийского конкурса «Искусство книги» (за книгу «О Валааме и его ослице»).
  • 2001 — присвоено почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
  • 2008 — Почётный список Международного совета по детской книге (IBBY Honour List) (за иллюстрации к роману Л. Кэрролла «Приключения Алисы в стране чудес» 2005 года).
  • 2009 — Серебряная медаль Российской Академии художеств (за создание серии иллюстраций к книгам Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес», 2006), В. А. Жуковского («Баллады», 2007), А. Н. Толстого («Золотой ключик или Приключения Буратино», 2007).
  • 2012 — Серебряная медаль Российской Академии художеств (за иллюстрации к русской народной сказке «Теремок»).
  • 2013 — звание «Почётный член Российской академии художеств».