Звёздочка (журнал): различия между версиями

Материал из ПроДетЛит
Строка 85: Строка 85:
[[Белинский Виссарион Григорьевич|В. Г. Белинский]] давал неоднозначную оценку «Звёздочке». В обзорной статье «Русская литература в 1842 году» он писал: «Новый детский журнал «Звёздочка», издаваемый г-жою Ишимовою, оправдал ожидания публики и рекомендации других журналов. Верный своему назначению, он доставлял своим маленьким читателям сколько приятное и разнообразное, столько и полезное чтение. Слог статей его не оставляет желать ничего лучшего». Но уже 1844 году в частной переписке с Т. А. Бакуниной В. Г. Белинский высказался довольно резко: «У нас два издания в этом роде: «Библиотека для воспитания» (в Москве) <…> и «Звёздочка» (в Питере) Ишимовой. Которое же из них лучше, спросите Вы? Оба хуже, отвечаю я Вам». Главными недостатками журнала В. Г. Белинский считал морализаторство и нежелание А. О. Ишимовой говорить с читателями о социальных проблемах.
[[Белинский Виссарион Григорьевич|В. Г. Белинский]] давал неоднозначную оценку «Звёздочке». В обзорной статье «Русская литература в 1842 году» он писал: «Новый детский журнал «Звёздочка», издаваемый г-жою Ишимовою, оправдал ожидания публики и рекомендации других журналов. Верный своему назначению, он доставлял своим маленьким читателям сколько приятное и разнообразное, столько и полезное чтение. Слог статей его не оставляет желать ничего лучшего». Но уже 1844 году в частной переписке с Т. А. Бакуниной В. Г. Белинский высказался довольно резко: «У нас два издания в этом роде: «Библиотека для воспитания» (в Москве) <…> и «Звёздочка» (в Питере) Ишимовой. Которое же из них лучше, спросите Вы? Оба хуже, отвечаю я Вам». Главными недостатками журнала В. Г. Белинский считал морализаторство и нежелание А. О. Ишимовой говорить с читателями о социальных проблемах.


Н. А. Добролюбов не одобрял ярко выраженную монархическую направленность журнала и, отмечая патриотический и религиозно-нравственный характер материалов «Звёздочки», предостерегал от излишней приверженности этим ориентирам. Даже «высшее нравственное совершенство», писал критик, «может сделаться мёртвым и формальным, если в своих применениях нимало не соображается с потребностями времени и обстоятельств». Кроме того, он считал цену «Звёздочки» неоправданно высокой. Сравнив в 1859 году «Звёздочку» с другими популярными детскими журналами, Н. Г. Добролюбов пришёл к выводу, что она им уступает: «Размеры “Звездочки” довольно тощи. Шесть книжек, изданных в первой половине нынешнего года, составляют два томика в 214+213 страниц. Однако же годовая цена журнала — 5 руб. сер. Между тем за 6 рублей “Детский журнал” дает каждый месяц по 150, а “Подснежник” и “Собеседник” — по 200 и более страниц. Следовательно, предполагая, что содержание этих журналов по достоинству равняется содержанию «Звёздочки», оно оказывается вдвое и втрое дешевле её. Иначе сказать, чтобы выдержать соперничество с другим журналами, «Звёздочка» должна быть вдвое лучше «Детского журнала» и втрое лучше «Собеседника» и «Подснежника”».
Н. А. Добролюбов не одобрял ярко выраженную монархическую направленность журнала и, отмечая патриотический и религиозно-нравственный характер материалов «Звёздочки», предостерегал от излишней приверженности этим ориентирам. Даже «высшее нравственное совершенство», писал критик, «может сделаться мёртвым и формальным, если в своих применениях нимало не соображается с потребностями времени и обстоятельств». Кроме того, он считал цену «Звёздочки» неоправданно высокой. Сравнив в 1859 году «Звёздочку» с другими популярными детскими журналами, Н. Г. Добролюбов пришёл к выводу, что она им уступает:  
 
 
{{цитата|автор=Н. А. Добролюбов|Размеры “Звездочки” довольно тощи. Шесть книжек, изданных в первой половине нынешнего года, составляют два томика в 214+213 страниц. Однако же годовая цена журнала — 5 руб. сер. Между тем за 6 рублей “Детский журнал” дает каждый месяц по 150, а “Подснежник” и “Собеседник” — по 200 и более страниц. Следовательно, предполагая, что содержание этих журналов по достоинству равняется содержанию “Звёздочки”, оно оказывается вдвое и втрое дешевле её. Иначе сказать, чтобы выдержать соперничество с другим журналами, “Звёздочка” должна быть вдвое лучше “Детского журнала” и втрое лучше “Собеседника” и “Подснежника”.}}
 
 


Ф. Г. Толль, педагог, писатель и библиограф, высказал целый ряд претензий в адрес «Звёздочки». Многие её недостатки, по мнению Ф. Г. Толля, были следствием двойственной природы журналов как таковых. С одной стороны, часто выходящие выпуски сделали литературу спутником и выразителем жизни, практики, интересов дня. С другой — из-за небольших объёмов журналы вынуждены публиковать тексты в отрывках, с продолжением, отодвигая собственно изящную литературу на второй план, не показывая читателю полную картину предмета или явления, мешая выработать и поддерживать навык последовательного чтения больших текстов, насыщенных смыслом. Всё это, писал Ф. Г. Толль, не служит интересам ребёнка, который в силу естественных причин не имеет ни образования, ни жизненного опыта. Также Ф. Г. Толль считал возрастную градацию, применяемую А. О. Ишимовой, необоснованной и противоречащей «педагогическому единству направления и цели», а журнал — недостаточно сбалансированным: для детей первого (младшего) и второго (среднего) возраста «Звёздочка» печатала гораздо больше материалов, чем для детей третьего (старшего) возраста.
Ф. Г. Толль, педагог, писатель и библиограф, высказал целый ряд претензий в адрес «Звёздочки». Многие её недостатки, по мнению Ф. Г. Толля, были следствием двойственной природы журналов как таковых. С одной стороны, часто выходящие выпуски сделали литературу спутником и выразителем жизни, практики, интересов дня. С другой — из-за небольших объёмов журналы вынуждены публиковать тексты в отрывках, с продолжением, отодвигая собственно изящную литературу на второй план, не показывая читателю полную картину предмета или явления, мешая выработать и поддерживать навык последовательного чтения больших текстов, насыщенных смыслом. Всё это, писал Ф. Г. Толль, не служит интересам ребёнка, который в силу естественных причин не имеет ни образования, ни жизненного опыта. Также Ф. Г. Толль считал возрастную градацию, применяемую А. О. Ишимовой, необоснованной и противоречащей «педагогическому единству направления и цели», а журнал — недостаточно сбалансированным: для детей первого (младшего) и второго (среднего) возраста «Звёздочка» печатала гораздо больше материалов, чем для детей третьего (старшего) возраста.

Версия от 23:16, 2 ноября 2024

Журнал «Звёздочка» («Звѣздочка», журналъ для дѣтей, посвященный благороднымъ Воспитанницамъ Институтовъ ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА и издаваемый Александрою Ишимовою) — первый частный «воспитательный» журнал в России и первый российский журнал, адресованный девочкам. Выходил ежемесячно в Санкт-Петербурге с 1842 по 1863 год.

Журнал «Звёздочка»

Журнал «Звёздочка» / Учредители

Журнал был учреждён А. О. Ишимовой, первым профессиональным писателем России среди женщин, автором «Истории России в рассказах для детей», высоко оценённой А. С. Пушкиным.

Журнал «Звёздочка» / Идеология

Как любой официально разрешённый, свободно издаваемый и распространяемый журнал эпохи Николая I, «Звёздочка» полностью отвечала концепции государственной политики в области просвещения и воспитания граждан Российской империи, разработанной министром народного просвещения графом С. С. Уваровым. Эта формула известна как «Православие, Самодержавие, Народность».

Журнал «Звёздочка» / Цели и задачи

Основными целями издания журнала были культурно-просветительская и воспитательная. Снабжая достойным чтением девочек в возрасте от 5–6 до 14 лет, А. О. Ишимова хотела «способствовать по возможности и <…> усовершенствованию и <…> удовольствию» юных читательниц. Своей задачей А. О. Ишимова видела помощь в воспитании девочек благонравных, религиозных, патриотично настроенных, послушных родительской воле, при этом имеющих образование, позволяющее уверенно ориентироваться в современном им мире.

Журнал «Звёздочка» / История

Середина XIX века в России — время расцвета отечественной журналистики для детей и подростков. В этот период существовало немало периодических изданий, которые формировали мировоззрение и художественный вкус детей и подростков, пробуждали и поддерживали интерес к чтению, готовили к восприятию взрослой литературы. «Звёздочка» сразу заняла видное место среди других детских журналов. Приветливая и доброжелательная интонация, интересные и разнообразные материалы, ориентированность на религиозно-нравственные ценности — всё это вызвало живой интерес родителей, педагогов и юных читательниц. Сегодня тон «Звёздочки» оценивается как назидательно-сентиментальный, но именно так, по представлениям XIX века, следовало разговаривать с девочками.

Официальное разрешение издавать журнал для детей А. О. Ишимова получила в 1841 году. Во врем царствования Николая I каждый новый журнал должен был иметь специальное разрешение императора, который считал, что журналов в стране и так выпускается более чем достаточно. На запрос А. О. Ишимовой, однако, быстро пришёл положительный ответ: «При совершенном недостатке повременного издания для чтения детей предприятие г-жи Ишимовой, известной уже с выгодной стороны превосходными своими сочинениями, будет весьма полезно». Первый номер журнала вышел в свет 1842 году.

А. О. Ишимова была не только издателем журнала, но также редактором, переводчиком и автором текстов. По оценкам М. И. Файнштена, исследователя творчества А. О. Ишимовой, за 21 год существования «Звёздочки» она опубликовала 472 материала, большей частью анонимно, иногда ставила инициалы либо звездочку, две звездочки — под переводами. Многие публикации потом выходили отдельными изданиями. Учитывая масштаб личного участия А. О. Ишимовой, «Звёздочку» можно считать авторским журналом.

Среди привлечённых А. О. Ишимовой к сотрудничеству авторов были Я. К. Грот, В. Ф. Одоевский, А. Д. Вернер, П. А. Плетнев и С. Л. Шевырев, детские писательницы А. П. Зонтаг и Августа Воронова (наст. имя А. Д. Ульянова) и другие известные литераторы.

Изначально «Звёздочка» выходила одним выпуском, имевшим два Отделения: первое — для детей младшего возраста (5–10 лет) и второе — для детей старшего возраста (до 14 лет). Однако вскоре стало ясно, что журнал не может быть одинаково привлекателен для детей младшего возраста и подростков, а Отделения слишком малы по объёму, чтобы полностью удовлетворять интересы читателей каждой возрастной группы. Поэтому 1845 по 1849 год включительно «Звёздочка» печаталась двумя самостоятельными изданиями, имевшими подзаголовки «журнал для детей младшего возраста» и «журнал для детей старшего возраста».

В 1850 году издание для детей старшего возраста было преобразовано в журнал «Лучи»; этот журнал выходил до 1860 года включительно. С появлением «Лучей» «Звёздочка» стала размещать статьи общего характера, доступные детям всех возрастных групп (от 5 до 13–14 лет), а «Лучи» сделались специальным изданием «для девиц».

Журнал «Лучи»

В 1861 году «Звёздочка» вернулась к первоначальному формату: она снова содержала материалы для и детей, и для подростков, а прекративший существование журнал «Лучи» превратился в привычное Отделение второе.

Выпуски «Звёздочки» стоили дорого, особенно если учитывать её небольшой объём и очень скромное оформление. Тем не менее «Звёздочка» долго сохраняла свою аудиторию. Востребованность журнала поддерживалась благосклонностью императорской семьи и родителями, которые росли с книгой А. О. Ишимовой «История России…». Помогало и то, что журнал распространялся в учебных заведениях.

И всё же популярность журнала постепенно снижалась. За два десятилетия своего существования «Звёздочка» мало изменилась — в отличие от запросов общества и читательских ожиданий. В 1863 году А. О. Ишимова закрыла «Звёздочку», а вскоре отошла от активной литературной деятельности и обратилась к написанию мемуаров.

Журнал «Звёздочка» / Структура и содержание

Несколько лет «Звёздочка» не имела чёткой структуры. Затем появились разделы «Словесность» (художественная проза и стихи), «Науки» (очерки по естествознанию, истории, географии и др.), «Смесь» (короткие материалы, разные по тематике и жанру), «Новые книги» (характерный для журналов XIX века библиографический раздел) и отдел «Для младших читателей». Названия двух последних могли меняться («Чтение», «Новая книга», «Дешёвые книжки»), непостоянным был и порядок их расположения в журнале.

Отделения журнала в периоды, когда он выходил одним изданием (1842–1849 и 1861–1863 годы), имели неравный объём: в среднем Отделение первое содержало вдвое больше материалов, чем Отделение второе. В годы раздельного существования журналов «Звёздочки» и «Лучи» объём последнего значительно увеличился, в том числе за счёт познавательных текстов.

Художественная проза и стихотворения печатались в «Звёздочке» практически в равных пропорциях. Это были произведения, написанные на русском и переведённые с европейских языков, а также произведения английских, немецких и французских авторов на языках оригиналов. Познавательные очерки и статьи присутствовали в обоих Отделениях журнала.

«Звёздочка» публиковала стихи, рассказы и небольшие повести, фрагменты крупных произведений, пьесы, поучительные истории из жизни детей; нравственные беседы и занимательные диалоги (включая выдуманную переписку подруг или младших родственников со старшими); статьи о мире и природе, по литературе, истории и географии; описания памятников старины и архитектуры; биографии писателей и государственных деятелей — как российских, так и зарубежных. Были предусмотрены и развлечения — игры, шарады, загадки, логические задачи. Время от времени журнал печатал письма детей с ответами и решениями.

Сказок в «Звёздочке» не было. А. О. Ишимова считала, что сказки только «обременят воображение детей прихотями испорченного вкуса» и сформируют «вредное или даже ошибочное представление в уме и воображении». По мнению издательницы, всё, что противоречит реальности, способствует возникновению у детей искажённых взглядов на действительность. Когда в № 9 за 1847 год «Звёздочка» напечатала «Девочку со спичками» Х. К. Андерсена, тексту предшествовало специальное объяснение, в котором говорилось, что данное произведение, несмотря на подзаголовок, не сказка, а «прекрасное мечтание».

Все, о чём писал журнал, рассматривалось с точки зрения морально-нравственной. Главными добродетелями почитались любовь к богу, верность царю и родине, послушание, неукоснительное следование долгу (в том числе необходимость усердно учиться), милосердие. Всё это ярко продемонстрировала самая первая «Звёздочка» — № 1 за 1842 год. Зимний номер открывался редакционной статьёй, посвящённой Рождеству. За ней следовала переписка двух подруг: одна девочка рассказала, как провела рождественские праздники в Петербурге, и приложила стихотворение на французском языке, которое её классу задали выучить на каникулах, а в ответ получила подробное описание Рождества в Вене и стихотворение на немецком. Из рассказа «Визиты» юные читатели узнавали, что посещения родственников и друзей — зачастую утомительная обязанность. Длинное стихотворение «Вечер на Рождество», переведённое со шведского Я. К. Гротом, рассказывает чудесную историю о том, как бедняк в канун праздника спас замерзающего мальчика, который оказался ангелом. Раздел «Новые книги» обращал внимание «милых читателей» на «Руководство находить в священных книгах Нового Завета ЧТЕНИЕ АПОСТОЛА и ЕВАНГЕЛИЯ, положенное на каждый день Православною Церковию». Рассказ «Саша» (из Отделения второго) повествует о доброй девочке, с радостью помогающей сиротам. Завершается Отделение стихотворением на английском языке «The Little Child». Познавательные очерки «Рассказы о небе и светилах его» и «Природа» также проникнуты восторгом перед красотой божьего мира.

Вместе с тем «Звёздочка» печатала немало материалов, в которых не было назидательности, а высшие силы не упоминались совершенно. А. О. Ишимова считала нужным предоставлять девочкам информацию по максимально широкому кругу тем — от электричества и прогнозирования погоды до разведения комнатных цветов и книгопечатания. Эти тексты писали учёные, такие как профессор Гельсингфорского университета С. И. Барановский, педагог, картограф, инженер и изобретатель в области кораблестроения и транспорта. Была осуществлена серия статей и путевых заметок о различных городах и странах. Среди них «Прогулка по Готенбургу» Я. К Грота, «Две ночи в Мехике», «Новая Земля», «Африканские сцены» и др. Авторы этих материалов уделили много внимания мелким деталям, в том числе бытовым.

Особое внимание уделялось истории. В каждом номере обязательно присутствовали материалы, посвящённые всеобщей истории и истории России. С № 11 за 1861 год в журнале на протяжении ряда лет достаточно регулярно появлялась «рубрика» «Бабушкины рассказы» (позже «Бабушкины уроки», «Маменькины уроки…»), который вела А. О. Ишимова. Приняв на себя роль образованного и любящего старшего члена семьи, она учила читателей некоторым наукам, но прежде всего истории. «Занятия» имели форму диалогов. Во многом благодаря «Звёздочке» появилось и утвердилось понятие «история для детей»: живой, увлекательный рассказ с обилием интересных подробностей и органично вплетёнными в ткань повествования объяснениями непонятных для ребёнка терминов и явлений.

Журнал «Звёздочка» / Оформление

На оформлении журнала сказалась его идейная и педагогическая направленность. По мнению А. О. Ишимовой, ничто не должно отвлекать внимание читателей от содержания. Минимум декоративных, пробельных и шрифтовых элементов не позволил журналу обрести оригинальную визуальную форму. Иллюстрации использовались в основном в познавательных материалах как средство, дополняющее текст. Таковы рисунки в статьях «Рассказы о небе и светилах его» (№ 6 за 1842 год), «Травка» Е. Гребенки (ч. 6 за 1843 год), «Зародыш в семени и его проростание» И. Шиховского (ч. 26 за 1848 год) и др.

И всё же иногда на страницах «Звёздочки» размещались рисунки с исключительно эстетической целью, например, изображения девушки в красивом платье (ч. 29 за 1844 год) или детей на прогулке (ч. 26 за 1850 год). Примечательно, что эти рисунки никак не связаны с содержанием издания. Нередки случаи, когда иллюстрацию к какому-либо материалу помещали в следующем номере журнала с соответствующим уведомление читателя.

Некоторые рисунки совмещали образовательную и эстетическую функции (изображение Гомера и древних греков в ч. 57 за 1859 год.) или носили не только образовательный, но и воспитательный характер (в статье «Изображение и описание непосредственных врачебно-гимнастических движений», ч. 47 за 1856 год).



В 1851 году оформление журнала изменилось. Верхнюю часть обложки занял рисунок восьмиконечной звезды, совмещённой с наименованием журнала, под которой изображены читающие и играющие на природе дети. В текстах стали появляться оригинальные рисунки на тонированной бумаге (ч. 28 за 1851 год; ч. 47 за 1856 год; ч. 49 за 1857 год; ч. 53 за 1858 год; ч. 67 за 1861 год), сделанные в технике простого карандаша с добавлением белого цвета. Рисунки к статьям о птицах — яркий пример изображений «образовательных», выполненных в детализированной реалистичной манере.

В 1857 году обложка обновилась. Во многом она повторяла предыдущую, но дети и место действия — другие. Наряду с этим новым вариантом использовался и прежний титульный лист без иллюстраций.

В 1860 году в оформление журнала вновь были внесены существенные коррективы: теперь рисунок на обложке изображал мать и детей, которые вместе читают журнал, а тексты изредка стали сопровождаться цветными иллюстрациями. В качестве примера можно привести карту древней Персии в «Маменькиных уроках…» (ч. 61 за 1860 год), рисунок, на котором обезьянка дарит девочке цветы, в «Дами и Бетси» (ч. 66 за 1861 год) и др.

В 1863 году на обложке «Звёздочки» появились шестиконечная звезда и очертания церкви за читающими книгу детьми на первом плане. Вероятно, именно такое изображение, по мнению А. О. Ишимовой, наиболее полно отвечало задачам журнала: религиозно-патриотическое воспитание наряду с сообщением научных сведений.

Журнал старался развивать и творческие способности читателей. Детям нередко предлагалось скопировать напечатанную в журнале картинку — в качестве приятного занятия, когда бегать и играть в другие игры наскучило. Для тех, кто постарше, публиковались схемы узоров для вышивания (ч. 66 и 67 за 1861 год; ч. 71 за 1862 год и др.).

Журнал «Звёздочка» / Критика

Современная А. О. Ишимовой критика далеко не всегда разделяли её точку зрения на цели и задачи журнала и пути их достижения.

В. Г. Белинский давал неоднозначную оценку «Звёздочке». В обзорной статье «Русская литература в 1842 году» он писал: «Новый детский журнал «Звёздочка», издаваемый г-жою Ишимовою, оправдал ожидания публики и рекомендации других журналов. Верный своему назначению, он доставлял своим маленьким читателям сколько приятное и разнообразное, столько и полезное чтение. Слог статей его не оставляет желать ничего лучшего». Но уже 1844 году в частной переписке с Т. А. Бакуниной В. Г. Белинский высказался довольно резко: «У нас два издания в этом роде: «Библиотека для воспитания» (в Москве) <…> и «Звёздочка» (в Питере) Ишимовой. Которое же из них лучше, спросите Вы? Оба хуже, отвечаю я Вам». Главными недостатками журнала В. Г. Белинский считал морализаторство и нежелание А. О. Ишимовой говорить с читателями о социальных проблемах.

Н. А. Добролюбов не одобрял ярко выраженную монархическую направленность журнала и, отмечая патриотический и религиозно-нравственный характер материалов «Звёздочки», предостерегал от излишней приверженности этим ориентирам. Даже «высшее нравственное совершенство», писал критик, «может сделаться мёртвым и формальным, если в своих применениях нимало не соображается с потребностями времени и обстоятельств». Кроме того, он считал цену «Звёздочки» неоправданно высокой. Сравнив в 1859 году «Звёздочку» с другими популярными детскими журналами, Н. Г. Добролюбов пришёл к выводу, что она им уступает:


« Размеры “Звездочки” довольно тощи. Шесть книжек, изданных в первой половине нынешнего года, составляют два томика в 214+213 страниц. Однако же годовая цена журнала — 5 руб. сер. Между тем за 6 рублей “Детский журнал” дает каждый месяц по 150, а “Подснежник” и “Собеседник” — по 200 и более страниц. Следовательно, предполагая, что содержание этих журналов по достоинству равняется содержанию “Звёздочки”, оно оказывается вдвое и втрое дешевле её. Иначе сказать, чтобы выдержать соперничество с другим журналами, “Звёздочка” должна быть вдвое лучше “Детского журнала” и втрое лучше “Собеседника” и “Подснежника”.

Н. А. Добролюбов

»



Ф. Г. Толль, педагог, писатель и библиограф, высказал целый ряд претензий в адрес «Звёздочки». Многие её недостатки, по мнению Ф. Г. Толля, были следствием двойственной природы журналов как таковых. С одной стороны, часто выходящие выпуски сделали литературу спутником и выразителем жизни, практики, интересов дня. С другой — из-за небольших объёмов журналы вынуждены публиковать тексты в отрывках, с продолжением, отодвигая собственно изящную литературу на второй план, не показывая читателю полную картину предмета или явления, мешая выработать и поддерживать навык последовательного чтения больших текстов, насыщенных смыслом. Всё это, писал Ф. Г. Толль, не служит интересам ребёнка, который в силу естественных причин не имеет ни образования, ни жизненного опыта. Также Ф. Г. Толль считал возрастную градацию, применяемую А. О. Ишимовой, необоснованной и противоречащей «педагогическому единству направления и цели», а журнал — недостаточно сбалансированным: для детей первого (младшего) и второго (среднего) возраста «Звёздочка» печатала гораздо больше материалов, чем для детей третьего (старшего) возраста.

В советский период А. О. Ишимова, её переводы, собственные сочинения и издательская деятельность были забыты. Нынешние исследователи отказались от идеологических оценок и начали серьёзно изучать дореволюционную отечественную литературу и журналистику для детей.

Сегодня несомненным достоинством «Звёздочки» признаётся то, что на её страницах было опубликовано немало качественных познавательных материалов, действительно служивших целям просвещения и образования подрастающего поколения. Кроме того, «Звёздочка» стала первым российским детским журналом, принявшим во внимание гендерные различия.

Источники

  • Белинский, В. Г. О детской литературе / В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов ; вступ. ст. В. В. Терновской ; коммент. Н. И. Якушина. — 2-е изд. перераб. — Москва : Детская литература, 1983. — 430 с.
  • Ишимова, А. И. Несколько слов о чтении романов [и указатель чтения для юношества] / А. И. Ишимова. — Санкт-Петербург : Типография книжного магазина П. Крашенинникова и К°, 1847. — 27 с. — [Хранится в РНБ].
  • Колесова, Л. Н. Детские журналы России (1785–1917) : учебно-методический комплект / Л. Н. Колесова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Петрозаводский государственный университет. — Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2014. — 259 с. + 8 с. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Петрова, О. А. Детская журналистика : учебно-методическое пособие для студентов специальности «Журналистика» / О. А. Петрова. — Тюмень : Издательство Тюменского государственного университета, 2007. — 104 с. — [Хранится в РГБ].
  • Сетин, Ф. И. История русской детской литературы : конец X – первая половина XIX века : учебник для студентов институтов культуры, педагогических институтов и университетов / Ф. И. Сетин. — Москва : URSS, 2021. — 301, [1] с. — (Учебник с грифом Министерства культуры СССР).
  • Стыкалина, О. С. К истории создания журналов для детей А. О. Ишимовой «Звездочка» и «Лучи» : из архивных материалов / О. С. Стыкалина // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. — 2002. — № 6. — С. 51–61. — [Хранится в ГПИБ].
  • Толль, Ф. Г. Наша детская литература : опыт библиографии современной отечественной детской литературы, преимущественно в воспитательном отношении / Сочинение Ф. Толля. — Санкт-Петербург : В типографии Эдуарда Веймара, 1862. — [2], 332 с. — [Хранится в РГБ].
    • Из содерж.: О детских журналах / Ф. Толль. — С. 255–319.
  • Уваров, М. Её почитателем был Пушкин / М. Уваров // Библиотека. — 1994. — № 7. — С. 52–54.
  • Хеллман, Б. Сказка и быль : история русской детской литературы / Бен Хеллман ; [авториз. пер. с англ. О. Бухиной]. — Москва : Новое литератрное обозрение, 2016. — 555 с. — (Научная библиотека) (Новое литературное обозрение: научное приложение. Вып. CLV).
    • Из содерж.: Детские журналы / Бен Хеллман. — С. 67–72.

См. также